Удивительно насколько циклична игровая индустрия. Ведь было время, когда мы отбивались от зомби в Left 4 Dead и Left 4 Dead 2 (к слову, сервера игры по-прежнему живые) в различных компьютерных клубах, а уже сегодня авторы оригинальных проектов из Turtle Rock Studios выпускают духовного наследника Left 4 Dead в лице Back 4 Blood.
Судьбе ребят из Turtle Rock Studios не позавидуешь: несколько лет назад они выпустили весьма неплохой проект с асинхронным мультиплеером Evolve. Честно, мне даже понравилось, вот только рынок порешил иначе, и через какое-то время проект сначала стал условно-бесплатным, а потом и вовсе умер. Похоже, что именно после этого кому-то в студии пришло в голову вернуться к своим истокам и сделать проект, который будет одновременно и отвечать нынешним стандартам, и играть на чувствах бородатых фанатов. Получилось ли? Давайте разбираться.
Черви, чистильщики, зараженные
Итак, перед нами кооперативный проект, который имеет в своей основе прочный идейный фундамент некогда популярной Left 4 Dead.
Четыре героя вынуждены бороться за выживание в мире после катастрофы, в котором неизвестные паразиты захватили большую часть человечества. Зараженные больно похожи на зомби, правда, местами могут посоревноваться в скорости с Усейн Болтом, а внутри них не иссохшее мясо, а самые натуральные черви.
Выжившие расположились в Форт-Хоуп – хаб-локация, куда игрок будет возвращаться между забегами по кампании и при участии в сетевом режиме «Рой».
На базе есть несколько активностей, к примеру, на стрельбище можно испытать весь существующий арсенал, покупать карты по линиям обеспечения, о которых чуть позже, менять внешний вид оружия, а также кастомизировать выбранного выжившего.
Выживших в мире игры зовут «чистильщиками», потому что, помимо выживания, они стремятся отчистить мир от заразы. А для этого необходимо действовать сообща и постоянно друг за другом присматривать.
С начала кампании игрокам будет доступно на выбор четыре из восьми чистильщиков, каждый из которых обладает определённым стартовым оружием, а также уникальными особенностями. Один быстрее двигается, другой более живучий и так далее. Оставшихся четырёх выживших можно будет открыть по мере прохождения кампании. Ну и не стоит забывать про то, что авторы уже анонсировали дополнительный контент на год вперёд, куда войдут новые сюжетные линии и новые «чистильщики».
По заветам прародителя
Собственно, в роли одного из «чистильщиков» игроку и предстоит пройти через сюжетную кампанию, рассчитанную на четырёх человек. Стоит отметить, что авторы не ограничивают игрока в возможности пройти ее в одиночку, в этом случае вместо реальных людей разбираться с последствиями ему будут помогать три болвана под управлением ИИ.
Устройство сюжетной кампании невероятно сильно похоже на Left 4 Dead. Все та же разбивка на акты, все те же небольшие, но насыщенные на события, локации, все те же безопасные комнаты, служащие одновременно и местом, где герои могут передохнуть, и переходом между локациями.
В безопасной зоне можно закупить снаряжение, новое оружие и обвесы за найденную на локациях валюту – медняки.
Авторы явно поработали над арсеналом и добавили в игру десятки самого разного оружия. В игре как минимум несколько разновидностей автоматов, пистолетов, пистолетов-пулеметов, дробовиков, ружей и орудий ближнего боя.
Однако авторы не остановились на достигнутом и добавили для каждого из них по несколько обвесов: прицелы, приклады, магазины, глушители, дульные тормоза и многое другое. Более того, и оружие, и обвесы имеют градацию по цвету, который в свою очередь напрямую влияет на характеристики ствола.
И да, стрелять в Back 4 Blood действительно приятно, а главное весело. Каждое оружие ощущается по-своему, отдача есть, звук реалистичный. А большего, как говорится, мне и не надо.
Помимо приобретения снаряжения в магазине, обвесы и оружие можно найти на локациях. Интересный факт, но в отличие от Left 4 Dead, в Back 4 Blood прямо-таки хочется исследовать каждый закуток, и это любопытство поощряется. То какую-нибудь редкую карту подкинет игра, то элемент снаряжения.
К снаряжению можно отнести дефибриллятор для воскрешения напарников и инструменты для вскрытия секретных дверей. Также в снаряжение входят гранаты, самодельные бомбы, аптечки, бинты и даже любимое всеми обезболивающее.
Как можно судить из описанного выше, по факту, формула игрового процесса осталась неизменна, и это ни в коем случае не плохо. К слову, авторы даже AI режиссера своего сделали, а может и допилили старого, точно неизвестно.
Известно лишь то, что режиссёр смотрит за действиями игроков и постоянно подкидывает им новые испытания в зависимости от их навыков.
Система карт, которая работает
Помочь с испытаниями от искусственно интеллекта, а возможно и усугубить их пагубное влияние, призвана система карт, которую авторы рекламировали практически в каждом трейлере.
Система карт позволяет игрокам создавать различные колоды, куда входят карты атаки, защиты, поддержки и все в таком духе. Карты можно найти в рамках забега или приобрести за баллы обеспечения, которые выдаются игроку за прохождение сюжетного задания.
И по сути, именно система карт делает игру реиграбельной. Например, вы можете собрать колоду атаки, где каждая карта будет давать какой-нибудь бонус: увеличенная скорость перезарядки, возможность вырваться из захвата особого заражённого, повышенный урон при низком здоровье и так далее. А можете собрать универсальную колоду, которая позволит вам быстрее бегать, быстрее прицеливаться, ускорено восстанавливать здоровье, наносить повышенный урон или попросту увеличит выносливость персонажа.
Вариантов действительно хватает. Авторы даже позаботились о тех, кому лень грамотно собирать колоду, и добавили в игру уже собранные, которые поделены по классам.
Примечательно, что карты выпадают между забегами в той последовательности, в которой были укомплектованы в колоду, а их эффект суммируется при выборе одинаковых карт. То есть, чем дальше вы зайдёте, тем сильнее и проворнее будете становиться, а также начнёте обрастать дополнительными пассивными навыками по типу регенерации за каждое убийство в ближнем бою или восстановления части своего здоровья за лечение напарника.
В общем и целом, простора предостаточно и данная система действительно работает, особенно когда карты колоды героя применяются в противовес картам помех.
О картах помех. В каждый забег и между заданиями игра подкидывает случайную карту помехи. В ней прописаны определённые условия, которые могут либо навредить игроку и команде, либо наоборот подстрекнуть к тому, чтобы выполнить определённое условие и получить за это вознаграждение.
Из интересного, мне попадалась карта погодной стихии «Туман». Во время действия карты локацию застилает густым туманом так, что дальше собственного носа ничего не видишь, а ещё и сражаться как-то надо. Кроме того, была карта, при которой некоторые особые заражённые были бронированными. Ну и была карта дополнительного задания, условия которого гласили, что игрокам необходимо принести в безопасную зону медикаменты, которые сначала необходимо найти на локации.
Карты реально влияют на игровой процесс, и если честно, то поначалу я скептически относился к данной системе, ссылаясь на то, что ее добавили исключительно из-за нынешних трендов. Система сложная и в ней придётся разбираться, но я рад, что ошибался, и половина вечера, проведённая в ней с целью разобраться, полностью себя оправдала в первом же забеге.
Засилие заражённых
Противостоять героям будут простые заражённые, особые заражённые и гигантские боссы.
Первых много, нападают с разных сторон, однако очень похожи друг на друга, а потому ничем особо не отличаются. Не хватает в них разнообразия с точки зрения внешнего вида. Так, бездумное мясо для отстрела.
Также в качестве врагов выступают птицы. Для тех, кто не знал, в предыдущем проекте студии была одна интересная механика. Когда монстр в Evolve скрывался на карте и откармливался, а затем эволюционировал, по глупости игроков он мог взбаламутить птиц, тем самым выдав своё месторасположение. По-видимому, Turtle Rock Studios решила не выкидывать данную механику, а приспособить ее к игровому процессу Back 4 Blood в виде очередной карты помехи.
Здесь, если игроки взбаламутят птиц, то к ним непременно ринется орда зомби во главе с особыми зараженными.
Особых заражённых несколько видов. В игре есть аналог толстяка (который при взрыве брызжет кислотой в разные стороны), помесь плевуна с охотником (который быстро двигается, прыгает по стенам и умеет плевать издалека), танк (бронированный заражённый), который постоянно двигается навстречу к игроку.
Есть, например, заражённый с огромной длиной рукой, есть крикун, который призывает орду обычных заражённых после смерти. Видно, что некоторые виды особых заражённых, если не полностью переехали из Left 4 Dead, то похожи идейно. Наверное, авторы посчитали, что этого будет достаточно. Ну перемешаем способности, ну добавим пару новых, зачем придумывать велосипед? И правильно, а зачем?
Однако самыми интересными в игре являются боссы. Появляются они редко и исключительно в тех местах, где этого захотели создатели. Боссы не поддаются AI режиссеру и он не может призвать их на локацию, когда ему вздумается.
Оправдание этому вполне простое. Авторы банально не смогли бы правильно сбалансировать поведение боссов и их появление на случайных локациях. Поэтому их сделали ровно в тех местах, где они будут выглядеть наиболее эффектно. Справится с гигантами нелегко, особенно, если выбранный уровень сложности забега выше обычного.
Режимы и особенности PlayStation 5
Помимо сюжетной кампании с одиночным режимом и PvE, игрокам на данный момент доступен режим под названием «Рой». Проект поддерживает кроссплатформенную игру, а значит в одном матче могут сразиться пользователи PC и семейства консолей Xbox и PlayStation.
В данном режиме одна команда берет на себя роль заражённых, вторая, соответственно, роль чистильщиков. Это конечно не Versus из Left 4 Dead, но может увлечь на какое-то время. Особенно учитывая тот факт, что другого в игре пока нет, да и поиграть за заражённых по-другому никак.
Я провёл в данном режиме пару вечеров с релиза игры и мне даже понравилось, по крайней мере вполне динамично. Да и команды в каждом раунде получают различные бонусы, а зараженных можно улучшать, что делает раунд довольно непредсказуемым.
Я играю на PlayStation 5, поэтому не могу не отметить поддержку DualSense. С ним каждое оружие ощущается по-новому: триггеры по-разному реагируют на ружьё или дробовик. Проблема лишь в том, что на некоторых видах оружия нажимать их приходится с весомым усилием. Всю игровую сессию меня не отпускала боязнь прожать сильнее и что-нибудь сломать в механизме, однако это лишь надуманная мною проблема. Я просто научен горьким опытом.
В остальном же Back 4 Blood хоть и не вылизанный проект, но выглядит отлично, а местами и невероятно атмосферно. Чего только стоит найденный мною палаточный лагерь с трупами туристов на задворках леса – цепляет подобное неимоверно.
Комментарии