Обзор: Shin Megami Tensei V – Демоны. Демоны? Демоны! 91

Обзор: Shin Megami Tensei V – Демоны. Демоны? Демоны!

Серии Megami Tensei уже более тридцати лет. За этот период вышло огромное количество частей как основной линейки – Shin Megami Tensei, так и различных спин-оффов вроде хитовой Persona с её социальной составляющей, Devil Survivor с её тактическими особенностями и прочих.



Однако практически везде суть игры остаётся неизменной – демоны и различные виды взаимодействия с ними. Неужели концепция настолько хорошо работает даже спустя столько лет? Давайте попробуем разобраться на примере новой части Shin Megami Tensei V.

Из Токио в Токио

Угадайте, кто главный герой? Может это профессиональный солдат, который закалил свой характер в многочисленных сражениях? Или учёный-физик, который исследует путешествия во времени и параллельные вселенные? Наивные. Конечно же это обычный японский школьник. И он настолько обычный, что нам даже не дают никакой предыстории о персонаже. 

Вот вам новости “что люди умирают при загадочных обстоятельствах”, а теперь берите в компанию пару неизвестных вам людей и добирайтесь с ними домой. И нас практически сразу кидают в водоворот событий. Вот мы только вышли из школы, а вот уже мы в Преисподней (она же Netherworld в оригинале). Более того! Перед нами сразу же появляются демоны, которые хотят нас убить, а потом прилетает некий Аогами и предлагает нам слиться в Нахобино… 



И всё. Мы в незнакомом месте, которое подозрительно напоминает привычный нашему герою Токио, только с лёгким налётом пустыни и развалин. Новое непривычное тело, способности, демоны. Никто ничего не объясняет, ничего не понятно. Ну что ж, посмотрим за тем холмом. Или тем разрушенным небоскрёбом.

Вскоре выясняется, что местные демоны умеют говорить, и как бы невзначай мы узнаём, что где-то лет 20 назад тут произошёл апокалипсис. Хороший такой, с битвой между ангелами и демонами.



В общем, больше вопросов, чем ответов. Мир теперь принадлежит демонам, которые пытаются в нём выжить, стать сильнее, основывают культы, пытаются избавиться от проклятий, строят интриги. А ещё помимо болтовни с демонами тут есть бои. Очень много боёв. Настолько, что в один момент ты забываешь про сюжет, про то, что ты должен вроде как найти ребят, с которыми ты шёл к метро, и погружаешься в тонкости местного геймплея. А их тут полно.

Герой меча. И магии. И зоопарка демонов

Давайте сразу определимся. Эта игра про бои. Порой создается впечатление, что, если бы была возможность наплевать на все условности современного геймдева, разработчики бы сделали игру просто про один непрекращающийся бой, чтобы игрок больше ни на что не отвлекался. Теперь о том, как эти самые бои тут происходят. Главный герой мало того, что красавчик с роскошными синими волосами, так еще и может управлять демонами. Именно они будут помогать нам в наших приключениях, они будут нашей основной силой, и они же будут нашими главными врагами.

Может показаться, что SMT V – извращенный вариант покемонов. Отчасти это так и есть. Собери их всех, стань лучшим Нахобино в Netherworld, убей богов. Однако если в покемонах вы можете собрать пул любимых монстров, заниматься их эволюцией и применять по необходимости, то с демонами всё обстоит несколько иначе.



Во-первых, местные жители – это просто расходный материал. Поймал одного демона, подкупил второго, провёл слияние – получил третьего. Путём постоянных экспериментов мы будем получать всё более сильных бойцов. Мы будем выбирать какие характеристики нам важнее, какие навыки должны быть у нашего подчиненного. В итоге у нас набирается целый карманный зоопарк из различной нечисти, которую мы будем взбалтывать и смешивать.

Погружаемся ещё дальше. У каждого демона есть своя эссенция, получив которую мы можем “привить” его навыки кому-то другому. Да хоть самому герою! В итоге мы получаем практически бесконечное количество вариаций навыков для нашей банды. Записи обо всех демонах будут появляться в гримуаре – местной энциклопедии. Впоследствии это окажется весьма удобно, потому что книжка позволяет при необходимости призвать недостающих демонов. Да и вообще она показывает кого мы можем получить, кто нам нужен для слияния, кто в чем силён и слаб.



И мы подходим ко второму пункту. SMT V – это всё же более классическая JRPG, в которой бои чаще всего происходят в формате стенка-на-стенку и, конечно же, в пошаговом режиме.

Одной из ключевых особенностей здесь является местная система “Press Turn”, в которой при использовании уязвимостей врага мы получаем дополнительные ходы и можем проводить очень мощные комбинации. Например, какие-то демоны не переносят огня, зато абсолютно равнодушные к атакам электричеством. И, как следствие, можно часами сидеть и продумывать идеальную пати для того, чтобы держать всё под контролем и бороться с разными типами врагов, а чтобы получить желаемый набор навыков, может уйти какое-то время на их поиск (пусть и часть вещей можно купить в местном магазине).

И тут мы подходим к одной из проблем, присущих жанру, – гринд. Будь то поиск нужного демона, беготня по локации или выполнение побочного квеста – боёв порой слишком уж много. По крайней мере для неподготовленного игрока. Да, благодаря спринту у нас почти всегда есть возможность избежать ненужных схваток и больше никаких “surprise battle”. Однако порой на нашем пути будет появляться очередной плотный и свирепый сюжетный босс, которого просто обойти уже не получится, и тебе надо “набрать массы”, чтобы его победить. 



Но простой прокачки может всё равно не хватить. Хотите вы этого или нет, игра заставит вас разобраться с механиками, ну или бросить её, тут уж кто как справится. Методом бесчисленных сражений вы пробуете всё подряд и находите оптимальные для себя комбинации и тактики. В итоге вы пользуетесь бафами, дебафами, предметами на блокирование урона и всем, что игра может вам предложить. 

Ведь каждый новый босс – он как новая головоломка, на которую может уйти какое-то время, чтобы понять как её “вскрыть”. И с каждым разом всё сложнее, ведь у врага растёт количество сопротивлений к разным типам урона, а после победы и вовсе выясняется, что соперникам в новой локации до лампы ваши комбинации и надо снова адаптироваться под новые условия. В крайнем случае в игре есть лёгкая и “сюжетная” сложность, но разве мы ищем легких путей?

Демон кроется в деталях

Вы ещё не передумали? Что ж, не буду отговаривать и попробую рассказать про разные интересные моменты. Как я уже писал выше, прокачивать можно не только демонов, но и главного героя. Помимо выбора навыков, с каждым уровнем мы можем выбрать на что потратить очко характеристик. Да, всего лишь одно. Поэтому стоит сразу определиться для себя – хотите ли вы пойти в бойца ближнего боя или же быть мастером стихий. Пользоваться можно и тем, и тем, однако приоритеты придётся расставить.

В предыдущей части Shin Megami Tensei IV был ещё хоть какой-то дальний бой с помощью пистолетов и характеристики DEX, однако он, на мой взгляд, не особо отличался от обычного ближнего боя, и Atlus, в принципе, правильно сделали, что выкинули эту дублирующую механику.



А вместе с пистолетами пропало и всё снаряжение. Никакой теперь брони, оружия и аксессуаров. Разве что зелья, кристаллы и талисманы, которые открывают различные ультимативные навыки. Это одна из новых механик, которая использует шкалу Magatsuhi (интернет даёт перевод вроде “божественная катастрофа”). Работает всё просто и понятно, однако порой может явно перевесить чашу весов в чью-то сторону и не обязательно в вашу, так как враги тоже умеют пользоваться этой способностью.

Ещё в нашем арсенале есть “слава”, которую можно потратить на приобретение различных пассивных способностей, например, расширить хранилище демонов, усилить огненные атаки, улучшить переговорные навыки.



Вариативность билдов для героя просто зашкаливает. Да, не все из них одинаково полезны, так что выбор на что делать упор всё равно придётся совершать. Теоретически, вы, конечно, можете “выфармить” себе огромное количество очков, чтобы прокачать все навыки, однако мне даже страшновато подумать, сколько у вас может уйти на это времени. Тут есть один момент.

Славу можно получить тремя способами. Первый – из сфер под названием “амальгама”. Они встречаются нечасто, но содержат в себе солидное количество ресурса. Второй способ – это поиск всех Миманов, мелких демонов, которые разбежались по всему миру. Очень уж напомнило поиск короков в одной небезызвестной игре. Награда от них небольшая, но встречаются они часто.

Проблема в том, что амальгам и Миманов в игре ограниченное количество, которого явно не хватит на то, чтобы выкачать все пассивные способности.



И тут по идее приходит на помощь третий способ – охота на демонов Митама, которые при смерти дают славу и возрождаются. Казалось бы, убивай да качай, что хочешь, но есть маленький нюанс – их очень редко встречаешь. Исправить это, конечно, можно, но уже с помощью платного DLC, выставляя частоту их появления. Задуман ли так баланс игры и Atlus просто пошёл на встречу игрокам, или же разработчик решил подзаработать – решайте сами. Хорошо хоть с местной валютой Macca таких проблем не возникает.

Хотя тут я приврал – если вы захотите призвать ранее сохраненных демонов из гримуара, готовьте ваши денежки. Это ОЧЕНЬ дорого. В основном заработок идёт с найденных реликвий прошлого, которые с радостью скупает местный торговец – говорящий труп Густав.

Нахобино песчаных карьеров

В остальном же с интерфейсом, как и с визуалом, всё в порядке. В поисках мелких демонов вы будете обшаривать разные закутки местного мира. Остовы небоскрёбов, полуразрушенные эстакады, мрачные пещеры. Странное сияние и геометрические фигуры в небе.

Всё работает на атмосферу мира, который пережил глобальную катастрофу. Или не пережил, тут уж как посмотреть. Клокочущие звуки демонов, которые то ревут, то плачут, то скрипят, регулярно напоминают, что мы не в самом дружелюбном месте и стоит быть начеку. 



А их дизайн и разнообразие… Уф. Старожилы серии наверняка знают всех демонов, кочующих из серии в серию, однако новички наверняка будут поражены их количеством и разнообразием. Феи, мертвецы, животные, солдаты, персонажи из разных мифов, религий и даже сказок.

Так и тянет порой побыстрее пройти в следующую локацию и глянуть – а кто же меня там ждет? Более того, эти негодяи с вами еще и всячески взаимодействуют: требуют деньги за проход, торгуются, просят помощи и даже набиваются в друзья. Особенно забавно, когда тебя предупреждают, что “впереди очень опасный демон”. В итоге получается ситуация: “я и сам исчадие ада, но там впереди вообще какой-то мрак”.



Музыка стабильно для серии держит планку качества. Никаких вам избитых композиций для скрипки. Металл, электроника, dark ambient – часть этих треков явно потом перекочует в ваш плейлист.

С техническим состоянием же не всё так сладко. Если фаст-тревел по локации работает весьма быстро, то вещи вроде анимации переходов между экранами интерфейса порой явно подлагивают. С частотой кадров тоже не всё хорошо – что в доке, что в портативе игра скачет в районе 26-29 FPS по различным замерам. Остаётся надеяться, что просадки всё же подтянут патчами.

Апофеоз

В конце этого обзора я понимаю, что хоть и рассказал об основных концепциях игры, но всё равно умолчал о стольких нюансах. В игре их просто полно, и разбираться с этими тонкостями одно удовольствие. Большое такое, извращенное удовольствие, которое имеет отличные шансы затянуть вас с головой.

Обзор: Shin Megami Tensei V – Демоны. Демоны? Демоны! 108
Обзор: Shin Megami Tensei V – Демоны. Демоны? Демоны!
Вердикт:
Учитывая тот факт, что по классике жанра игры серии никак не связаны между собой, – это отличный момент чтобы “вкатиться” в серию.

Разработчики словно взяли лучшее из двух предыдущих частей и, как тех же демонов в игре, соединили во что-то новое.

Получилась, на мой взгляд, лучшая часть в серии Shin Megami Tensei. И если решитесь попробовать, то сохраняйтесь почаще.
Плюсы
Отточенная за годы механика сражений
Самобытный дизайн и атмосфера
Вариативность развития персонажей
Минусы
Сюжет в игре не на первых ролях
Техническое состояние хромает
8.5