Ghostwire: Tokyo

«Традиции и городские легенды» – разбор показа Ghostwire: Tokyo

Мир, в котором переплетены древние мифы со страшилками из интернета.

4 февраля на презентации Sony нам наконец-то показали чуть больше информации о новой игре Синдзи Миками (создателя первых Resident Evil и The Evil Within) и его студии Tango GameworksGhostwire: Tokyo. В отличие от предыдущих творений геймдизайнера новая игра довольно сильно поменяла курс как с геймплейной точки зрения, так и с культурной.

Если Resident Evil и The Evil Within были survival horror с явным влиянием западных трендов на зомби, то Ghostwire: Tokyo делает резкий поворот в сторону динамичной action-adventure и, что куда интересней, обращается к японским мифам. Причём одновременно и к классическим религиозным преданиям, и к современным порождениям городской культуры.



В данном тексте я постараюсь разобрать и рассказать о всех существах и традициях, которые показали в рамках презентации.

Яркость и театр



Действие Ghostwire: Tokyo происходит, как ни странно, в современном Токио, и сюжет игры строится вокруг того, что в городе внезапно пропали все жители, и вместо них теперь там бродят странные существа из легенд разных времён, которых называют “гости”. Главный герой – обычный японец Акито, который не исчез только благодаря вселившемуся в него духу охотника на демонов по имени КК. Помимо населивших город призраков, противостоять героям будет устроивший этот инцидент некто в маске с прозвищем Хання.



Обычно имена в японских произведениях так или иначе “говорящие”, что-то символизирующие. Так, Акито – это не просто очень распространённое мужское имя в Японии, но буквально означающее “сверкающий человек”. С одной стороны, это типичное обозначение для чистого душой и помыслами героя, в чём-то даже наивного, с другой, – значение интересным образом играет на визуальный стиль игры, полной ярких цветов, особенно в части боевой системы со всеми вспышками и мерцаниями при выполнении атак.



Другое говорящее имя носит злодей Хання. Скорее всего это прозвище, поскольку отсылает непосредственно к его маске хання, традиционной для японского театра Но. По традиционному фольклору так изображали демонов или О́ни – одного из самых древних образов враждебного сверхъестественного существа в японской мифологии. Большие и страшные существа, чаще всего с синей или красной кожей, двумя длинными рогами и не менее длинными клыками. Демоны, которыми после смерти становятся особо порочные при жизни люди, приносят в мир людей бедствия, болезни и разруху, а также карают грешников в буддистском Аду. По сути о́ни – это первородные для японской мифологии злые духи, которые стали отправной точкой для целой плеяды разнообразных ёкаев.



Хання же более уточнённое определение о́ни. Их описывают как, женщин-демонов кидзё, в которых превратились обычные женщины под постоянным воздействием негативных чувств вроде ненависти и ревности.

Обычно хання делятся на три типа по уровню силы и возможности стать обратно человеком при праведном образе жизни, который для обычных наманари хання всё ещё возможен. Однако показанный злодей Хання носит маску с длинными рогами и большими клыками, что указывает больше на второй тип – тюнари хання, которые уже прошли точку невозврата, но всё ещё сохранили антропоморфные черты. Эффективным средством борьбы с такими хання считают буддистскую молитву.



Что до охотника на демонов КК, то расшифровка его имени скорее всего будет дана по ходу игры, поскольку явного значения у этого акронима нет. Но куда интересней то, чем является его профессия. Однако для этого стоит сильней окунуться в традиции японского фольклора и конкретно в религии страны.



Предки и ёкаи

Одним из главных элементов мира Ghostwire: Tokyo стали огромные арочные ворота характерного красного цвета – тории. Для главной религии Японии, синтоизма, это важная часть храма. Тории стоят на пути к святилищам и отмечают начало священной территории. Также зачастую именно тории считают символом не только синтоизма, но и Японии в целом.



Рассказывая о культуре и мифологии Японии, нельзя начинать без объяснения самого синтоизма. Как и в других странах, большая часть культурных особенностей региона сформирована традиционной религией. В отличие от более привычной нам западной христианской культуры с единым создателем, Богом, синтоизм основан на анимистических верованиях с обожествлением природных сил и явлений. Главный принцип синто – жизнь в согласии с природой и другими людьми. Синтоисты верят, что у многих вещей есть свой дух ками (буквально «бог»), и мир – это естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом.



При этом синтоизм не относится к дуалистическим религиям. Если в христианской культуре присутствует явное разделение на “добро” и “зло” и строго определяется “что хорошо, а что плохо”, то в синто антагонизм строится на антагонизме разных сущностей. Вместе со стремлением к естеству в догмах синто это значит, что добро и зло относительны для каждого живого существа. Что является добром для одного, то может быть злом для другого, и наоборот. Учитывая, что главным принципом синтоизма является стремление к естеству, что есть добродетель, нарушение этого естества считается злом. Жить не по установленному кем-то закону, а в гармонии с окружающими. Такими же, как ты.

Относительное «зло» всё же присутствует в человеческих взаимоотношениях. Из-за этого появляются негативные эмоции, которые также могут получить персонификацию. В японском фольклоре они, а также остальные «противостоящие» людям существа, называются ёкаями. Известные многим страшилки японских детей, приснопамятные каппы, что вырывают у людей “шарики с жизненной силой” из анусов, животные-оборотни, упомянутые выше о́ни – всё это ёкаи. Однако это не значит, что они все обязательно прямо вредят людям. Чаще всего просто пугают. Но при этом рядом с ними нужно быть настороже, ведь им чужды человеческие ценности и заботятся они о себе.



Чаще всего ёкаями становятся либо после смерти, либо под воздействием негативных эмоций и в результате систематического нарушения естества, как уже было сказано в части про о́ни и хання. Возможно, такой переход от жизни к смерти и привёл к тому, что в Ghostwire: Tokyo появилось так много сверхъестественных существ. Сама по себе смерть в синтоизме – это несчастье, нарушающее чистоту тела и души. Поэтому, в отличие от христианских традиций, обычных умерших людей хоронили не при храмах или же не хоронили вообще. Но, хоть сама смерть не табуирована, относились к людям, умершим в результате естественных причин, иначе, чем к умершим насильственной смертью.

Вместе с этим отличают особую опасную разновидность ёкаев – мононокэ. Это вредоносные духи людей, которые во время смерти были одержимы негативными эмоциями. Вся суть их существования сводится к жажде мести и разрушений. Считается, что мононокэ очень трудно уничтожить, а остановятся они только, если совершат месть (но не всегда), что делало их особо опасными. Возможно, такие существа станут боссами в Ghostwire: Tokyo.

Стоит отметить, что второй важной религией Японии является буддизм, однако в своей своеобразной версии. Так получилось, что со временем эта религия так сильно переплелась с синтоизмом, что в итоге трудно отличить, где заканчивается синто и начинается буддизм, и наоборот.

Фамильяры и оккультизм

Только разобравшись в религии и фольклоре Японии, можно перейти к тому, что из себя представляет мир Ghostwire: Tokyo. Например, боевая система. Визуально и по механикам она напоминает шутер с возможностью подавления и захвата враждебных существ. Помимо жестов иногда в руках у Акиты можно заметить прямоугольные продолговатые бумажки с начерченными на них иероглифами, которые используются в качестве оружия.



На первый взгляд они напоминают офуды – талисманы из синтоистских храмов. Относительно поп-культуры, связанной с японской мифологией, такие талисманы часто используются в произведениях как оружие, оберег или для запечатывания духов. Главная часть офуды – это надпись на ней, содержащая имя храма, в котором талисман был сделан, и ками, бога этого храма. В Японии принято прикреплять их в домашнем святилище или в частях дома, например на кухне, как оберег от пожара.



Однако есть и другой вариант использования таких талисманов – как сосуд для духов, подчинённых тому, кто этот талисман использует. Таких духов называют сикигами. Обычно невидимые, они могут околдовывать людей, наносить им физический урон или даже убивать. Также некоторые сикигами по приказу хозяина могут принять облик человека или животного. Само использование талисманов в таком виде в Ghostwire: Tokyo намекает на то, что вселившийся в Акиту охотник на демонов КК – это современный оммёдзи.



Оммёдо – это традиционное японское оккультное учение родом из Китая. Как и многие попавшие извне, культурные явления в Японии тесно переплетаются с местными традициями, так и оммёдо стало смесью синтоизма, даосизма (ещё одной религии, но считавшейся привилегией японской знати, а позже также сильно смешавшейся с синто в Японии), буддизма и естественных наук. Практикующие оммёдо занимались гаданиями, изгоняли злых духов и защищали от проклятий. Судя по всему, оммёдзи КК больше занимался вторым, чему и будет по ходу игры обучать Акиту, как эффективно расправляться со злыми духами.



Духи и неон

Враги, которых показали на презентации Ghostwire: Tokyo, интересны тем, что переплетают в себе как существ из традиционного фольклора, так и из современных японских городских легенд. Чаще всего такие истории базируются на рассказах о мстительных духах онрё, самым известным примером которого в мировой культуре можно считать девочку из Звонка. Далее я постараюсь рассказать о самых заметных существах, которые встречаются в трейлере игры.

Человек без лица



Существа в деловых костюмах но с серой кожей и без лиц, которые в первую очередь напоминают о современных крипипастах из западного интернета, например, о  Слендермене. Скорее всего, эстетика действительно позаимствована из образа этого персонажа, но на деле это осовремененные ноппэрапоны, разновидность классических ёкаев. Как описывают такое существо, “днём оно похоже на человека, но ночью видно, что вместо лица у него гладкий лиловый шар, а на икрах ног сотня глаз”.



Ноппэрапоны популярны в японских произведениях больше как духи-трикстеры, которые занимаются исключительно тем, что пугают людей внезапным отсутствием лица, а убить могут только случайно людей со слабым сердцем. Возможно, именно поэтому в Ghostwire: Tokyo они представляют собой больше рядовых врагов, которых герой убивает толпами. Ну а эстетика деловых костюмов от того, что так выглядит подавляющее большинство клерков японских корпораций.



Также из похожих существ можно назвать тэ-но мэ – ёкаев с глазами на ладонях. В отличие от ноппэрапонов они кровожадные и активно охотятся на людей. Ближайший пример – Бледный Человек из Лабиринта Фавна, образом которого, возможно, также вдохновлялись в Tango Softworks, так как люди без лиц из Ghostwire: Tokyo обладают примерно таким же цветом кожи и широким уродливым ртом.



Школьница без головы



На первый взгляд самая обычная японская школьница (хотя были замечены и варианты с обычными японскими школьниками) в классическом сейлор-фуку, – японской школьной форме средних и старших классов, сильно напоминающей матроску, – только без головы. Персонаж, который именно в таком виде не встречается ни в традиционном фольклоре, ни в современных городских легендах, и скорее всего основан сразу на трёх разных существах.



Первое – доноцура. Ёкай с человеческим телом, но у которого выше плеч ничего нет. При этом лицо у него есть, только оно расположено на груди и животе. Второе существо – Всадник без Головы. Идейно похож на классический образ из западных мифов, разве что в японской вариации ездит не на лошади, а на мотоцикле, и любит подначивать любителей погонять на совсем опасные скорости. Третье – теке-теке. История о школьнице, которая упала под поезд и оказалась разрезанной напополам. В отличие от показанных в Ghostwire: Tokyo имеют только верхнюю половину тела и передвигаются на руках и локтях, подтягивая себя вперёд (отсюда и имя как звукоподражание скребущему об пол хребту). При в встрече с жертвой пытается разрезать её пополам.



В самой игре, судя по всему, такой же обычный враг, как и люди без лиц. Также мельком в нарезке после показа игры и перед интервью можно заметить и саму теке-теке.



Висящие “призраки”



Существа, которые выглядят как стереотипные привидения из западной культуры, накрытые белым саваном, с чёрными глазами и торчащими ногами. Неожиданно, но в оригинальном виде это далеко не ёкай и используется не со злыми умыслами. В японской традиции есть амулет под названием тэру-тэру-бодзу, который выглядит точно так же, как показано в игре (только без человеческих ног). Их делают из белой бумаги или ткани и вывешивают на улицу в дождь. Считается, что такой амулет обладает магической силой и способен приносить хорошую погоду.



В Ghostwire: Tokyo из них решили сделать магических бойцов дальнего боя.

Женщина с ножницами



Чем-то напоминающая Леди Димитреску из Resident Evil 8 женщина с огромными ножницами – один из немногих врагов, который полностью основан на существующей городской легенде о кутисакэ-онна. Прекрасная женщина, которая была убита и изуродована ревнивым мужем и вернулась в мир живых, как мстительный дух.



Обязательным образом кутисакэ-онна является марлевая маска на лице, под которой скрывается изуродованный рот. Как и в игре, по легендам она убивает своих жертв большими ножницами, уродуя их тела.



В современных версиях этой городской легенды считается, что кутисакэ-онна подкарауливает одиноких детей и спрашивает “Я красивая?”. Если ответить “нет”, то ребёнок будет убит. Если ответить “да”, то дух снимет маску и повторит вопрос. При ответе “нет” кутисакэ-онна отрежет жертве голову, а если сказать “да”, то разрежет рот так же, как у неё самой.

Ребёнок в дождевике



В отличие от предыдущего, этот враг представлен, как полностью оригинальное творение Tango Softworks, которое выглядит, как маленький ребёнок в жёлтом дождевике и с жёлтым зонтиком. Судя по показанному поведению, такие существа сами не атакуют, но призывают врагов, если заметят героя. Учитывая внешний вид и использование свистка, данный враг базируется на, как ни странно, японских школьниках младших классов. Обычно школы выдают им дождевики именно такого цвета, как и свисток, которым они пользуются, чтобы позвать полицию во время нападения на них, например, извращенцев.



Тэнгу



Судя по показанным фрагментам, в игре присутствуют тэнгу. Но не как враги, а как способ быстрого перемещения на крыши. Герой буквально притягивается к ним с помощью нити. Однако в японском фольклоре эти существа куда более могущественные. Их обычно представляют в образе мужчин с красным лицом (тут стоит отметить, что по мифам они, как и о́ни, те ещё алкоголики), длинным носом и крыльями.



Правда, в отличие от большинства ёкаев, тэнгу не однозначно злые существа, а скорее строгие и своенравные, пусть и по легендам злой или гордый человек может превратиться в тэнгу. Вообще, образ тэнгу очень неоднородный. Их изображают одновременно и благородными покровителями сильных людей, и злобными насмешливыми существами. Так что возможно в Ghostwire: Tokyo мы увидим разные воплощения тэнгу.


Описанные выше представители японских мифов точно далеко не все, кого можно встретить в игре. Так, даже в показанной нарезке геймплея можно увидеть самых разных существ: от ужасных палочников кунукуне до дзинменкенов – собак с человеческим лицом. Да и вообще Ghostwire: Tokyo выглядит невероятно интересно для любого гайдзина, интересующегося японской мифологией.