Метроидвания – странный жанр. По какой-то не до конца ведомой мне причине многие инди-разработчики выбирают его в качестве жанра для своей дебютной игры. Не то из-за того что считают его простым потому что в нём уже всё давно придумано ещё в Metroid и Castlevania. Не то из-за легальной возможности сделать бектрекинг не багом, а фичёй, и соответственно сэкономить на размерах мира, при этом сохранив ощущение масштаба. Но зачастую они забывают о таком маленьком нюансе, что сделать игру с постоянным возвратом в одни и те же локации и заставлять игрока каждый раз искать в них что-то новое в надежде продвинуться вперёд – задача не самая тривиальная, на чём не раз спотыкались вышеупомянутые две серии, по которым жанр и назвали.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 92 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 92](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240510084819_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
Тем интересней смотреть на геймдизайнерские дебюты в метроидваниях. Окажется новоиспечённый творец прилежным учеником, который не ломал что сломано и попытался обойти ошибки тех, на ком он учился. Или же просто подчистую спишет с популярного и успешного предшественника, хорошо если не добавив новых косяков. А может вообще пойдёт своим особым путём и либо выведет жанр на новый уровень, либо даст пример того как делать не стоит.
Забегая немного вперёд, Билли Бассо – разработчик Animal Well, – оказался из первой категории. Но обо всём по порядку.
Я родился
С самого начала Animal Well даёт понять, что игра будет крайне немногословной. Начинается всё с того, что главный герой – непонятный маленький шарик, напоминающий одновременно Кирби будь он в гримдарк стилистике и пусть будет Gish (потому что не думаю что много кто понял бы отсылку на Aqua Teen Hunger Force), – появляется на свет из цветка посреди тёмного мрачного подземелья. Ни прошлого, что логично для только что родившегося, ни цели в жизни, что довольно реалистично. Есть только возможность двигаться налево или направо, прыгать да использовать предметы или активировать рычаги. И разве что постоянно убегающая куда-то за пределы экрана белая белочка будет указателем правильного пути.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 93 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 93](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240509213943_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
Стоит ли ставить в вину Animal Well чрезмерный минимализм во всём? Я думаю нет. Как минимум потому что игра, объём которой эквивалентен десяти картриджам SNES, выглядит достаточно красиво для уже давно приевшегося пиксель-арта со стилизацией под CRT. А благодаря динамическому освещению и грамотному использованию эмбиентных частиц иногда Animal Well создаёт по настоящему прекрасную графику. И это играет на погружение игрока в дикий тёмный мир этого странного колодца, населённого как живыми существами, так и их духами.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 94 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 94](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240510150509_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
Атмосфера непонятного, странного и иногда противоестественного достигается также потрясающей работой с палитрой. Каждая зона, несмотря на преобладание тёмных цветов, ощущается самостоятельной и чётко характеризует свою стихию, образуя свои тематические развлечения в диапазоне от всеми ненавидимых водных уровней до конвейерных лент, которые запитываются от динамо-машин на колёсной тяге, в которых как белки в колесе крутятся белки.
Думай колодезно
Здесь можно было подумать, что Animal Well – это больше про атмосферу и созерцание. К счастью, нет, в этих смутных коридорах есть чем заняться. Пусть даже это игра исключительно про головоломки и исследование. После небольшого обучения, которое познакомит игрока с базовыми взаимодействиями с миром с помощью предметов, Animal Well выпускает в условно нелинейный для изучения мир. Формально, двигаться можно сразу же в любом направлении (за вычетом выхода в финал, очевидно), в том числе иногда возвращаясь назад в случае если что-то не получается и пытаться пробиться в другом направлении.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 95 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 95](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240509220903_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
Боевой системы нет совсем, но враги присутствуют. По сути, каждая встреча с ними – это тоже головоломка. Свежелупившийся из цветка комочек не способен атаковать, разве что по хулигански кидать петарды в теневых существ да уворачиваться в прыжке от них. Делает ли это игру однообразной? К счастью, нет. Хоть и не без проблем, по которым я пройдусь чуть дальше, у автора получилось держать баланс в платформинге с насыщенностью и сложностью головоломок, которые строятся на правильном применении полученных предметов, а иногда и на использовании их не по назначению.
Дополнительным стимулом к исследованию становится ранее упомянутая неразговорчивость игры. Действие каждого предмета приходится изучать самостоятельно, полагаясь на примерное понимание того, как такие предметы работают в реальной жизни. И иногда это приводит к эффекту “А чё, так можно было?” и заставляет идти в другой конец карты, где около получаса-часа назад ты видел место, в котором полученный навык точно пригодился бы. Также на исследование работает поиск пасхальных яиц, которые также открывают новые предметы или даже новые возможности для исследования.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 96 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 96](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240509222542_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
Помимо всего прочего, Animal Well стабильно пытается выходить за пределы самой себя и ненавязчиво намекает, что для решения некоторых задач стоит скооперироваться с другими игроками. Что просить помощи у других не то что нормально, а в минимум одном случае даже было необходимо. Но я так понял автор просто любит ARG и даже устраивал одну перед релизом.
Затхлый запах
И всё бы хорошо. Исследуешь себе лабиринт колодца, потихоньку прорываешься вперёд. А потом вспоминаешь что ты в метроидвании и ловишь себя на мысли, что без особого прогресса бегаешь туда-сюда потому что где-то пропустил проход. Да, Animal Well оказался не без греха, именно поэтому в самом начале я писал про то, что эта игра всё же опирается на “опыт прошлых поколений”.
Есть у метроидваний такая болезнь, которую лично я называю “метроид-момент”. Ситуация геймдизайнерского тупика, в котором автор не придумал ничего лучше чем сказать “Ну я даже не знаю, попробуй пострелять по стенам, может что-то сработает”. К сожалению, Animal Well также наступает на эти грабли из-за своей любви к секретикам, тайным проходам и тёмным углам. К счастью, случается это реже чем могло бы стать проблемой, благодаря чему игра воспринимается достаточно комфортной в плане сложности и неплохо держит игрока в потоке. Но всё-таки чаще чем хотелось бы.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 97 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 97](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240513095605_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
Отчасти проблему тёмных невидимых переходов решает карта, которая заботливо показывает куда можно ещё пойти. Но в то же время очень неохотно игра даёт возможности нормально пользоваться этой самой картой. Что там говорить, возможность быстрого перемещения открывается только если активно собирать яйца. Причём об этом узнаёшь вообще случайно. И так в принципе по ходу всего прохождения. Да, раньше я сказал что это подогревает интерес. Но вот закрытие за всё-таки левелгейтом способов сделать исследование более удобным и приятным я буду упорно считать плохим решением.
Но самая спорная часть Animal Well – это платформинг. Оговорюсь сразу, 85% времени проблем с ним не чувствуется из-за неспешного темпа исследования. Но вот когда игра неожиданно решает темп поднять, начинаются проблемы с точностью ввода команд. По сути, это заметно ровно в трёх эпизодах. Один в начале водной зоны где нужно прыгать по лопающимся пузырькам между тремя экранами. При том что смена экрана происходит очень резко. Ну и две головоломки с преследованием, которые меня откровенно выбесили тем, что преследователь чересчур легко обгонял меня и больно бил лапой. Возможно из-за этого я видел отзывы что игра сложная. Хотя скорее всего из-за того что игра в своей брутальности не даёт двойной прыжок.
![Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 98 Обзор: Animal Well - На неведомых дорожках 98](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/20240509213352_1.jpg?resize=1024%2C640&ssl=1)
К счастью, перечисленные проблемы не способны сильно навредить впечатлению от Animal Well. Скорее наоборот, я обратил на них внимание только потому что в остальном игра старается и не косячит. Это может и не образцово показательная метроидвания, она точно не переворачивает жанр, не выводит его на новые высоты и не привносит ни капли нового. Но она выглядит приятно и за проведённые за ней 8 часов делает то, что собственно и должны делать игры – приносить удовольствие.
![](https://i0.wp.com/www.zefgame.ru/storage/2024/05/aw.jpg?resize=1600%2C900&ssl=1)
Комментарии