Обзор: MiSide - Будь как дома, игрок 97

Обзор: MiSide – Будь как дома, игрок

Уютный персональный ад
Уютный персональный ад

За прошедшие годы явление инди-хорроров из интересной новинки, трепещущей умы игроков, превратились в уже несколько набившую оскомину рутину. Чем только не потчевали нас разработчики: и бродилки в темноте с прятками от монстров (привет Amnesia и всем его клонам разной степени паршивости), и сидение на попе ровно в ожидании новой дозы скримера (привет, Five Nights at Freddy’s, ты был ошибкой), и даже заигрывания с анимешными шаблонами (привет Doki Doki Literature Club, пусть ты был и далеко не первым). Пробовали и разные жанры, и стили исполнения. Чего только не случалось на этом поприще.



Но у любого жанра есть свой “запас прочности” – то, как быстро он приестся. И как мне кажется у хорроров он самый слабый относительно, например, комедий или боевиков. Причина проста: способов напугать аудиторию не то что бы много и эти способы используют из раза в раз потому что до поры до времени они работают. Да, скриммеры хоть и считаются самым пошлым из приёмов, но если бы от них люди не подпрыгивали в кресле, их бы не пихали по поводу и без. Даже если эти самые люди потом будут высказывать своё “фи” в адрес произведения.

Однако есть и другой путь как сделать хоррор: показать обыденный ужас. Не монстров, выпрыгивающих из тёмных углов. Самых обычных людей, которые порой могут быть намного страшнее самых инфернальных тварей. Но, к сожалению, психологический хоррор – явление почти что занесённое в красную книгу. Настолько, что Silent Hill 2, которому лет немногим меньше чем мне самому и чьи тропы пытались эксплуатировать все кому не лень, но до сих пор он актуален для аудитории самых разных возрастов и бекграундов.



Если повспоминать, то можно найти примеры неплохих психологических хорроров и среди инди. Те образцы, где пытаются пугать не монстрами снаружи, а монстрами внутри, а то и самой идеей неотвратимой смерти. Сюда можно записать вполне культовый Мор.Утопия с попытками Дыбовского доделать ремейк раньше тепловой смерти вселенной. Или упомянутый выше DDLC, который изрядно впечатлил непривыкших к пролому четвёртой стены. Или Iron Lung, вышедший незадолго до катастрофы на подлодке к Титанику. Ну и наконец недавно хайпанувший Mouthwashing с его рваным повествованием, утаивающим что точно происходит до самого конца за слоем глюков. Но у звёздочки сегодняшнего обзора есть кое-что, чего как мне кажется, не хватает приведённым примерам. То, что на самом деле трудно выразить словами, но чётко чувствуется на подсознательном уровне.

Разве не об этом ты мечтал всю свою жизнь?

Признаюсь честно, для впадения в состояние экзистенциального ужаса мне было достаточно прочитать аннотацию в стиме. Сама идея попасть не то что в игру, а сразу в аниме, для меня стало главной причиной почему у MiSide в тегах психологический хоррор. Не поймите неправильно, я не против исследования новых мест и путешествий, но я скорее соглашусь на Warhammer 40000 чем на дейтинг сим. Потому что в сороковнике я по крайней мере довольно быстро откину копыта, а вот перспектива вечного пребывания в однообразном полуидеализированном раю для эскапистов мне больше подобна Аду.



С другой стороны, даже не начиная игру и не смотря никаких обзоров я уже чётко понимал что будет дальше. Сначала затравочно покажут игру и нашу будущую злодейку. Потом мы попадаем в её мир, но всё чинно-мирно. Следом начнутся странности, которые приведут к тому что герой либо попытается убежать, либо получит от местной яндере перо под ребро с дальнейшим существованием на правах туповатого питомца. Ошибся ли я? Ни разу. Но есть нюанс.

Начать стоит с того, что технически игра выполнена просто потрясающе. Отличные плавные анимации, качественные дизайны персонажей и окружения, чётко выверенный саунд-дизайн. Даже управление, хоть поначалу и казалось немного неудобным из-за чрезмерной диегетивности и упора на мышку (а играл я на Steam Deck), но как оказалось привыкнуть можно ко многому. И, что самое главное, у MiSide очень грамотно выстроен темп, который сначала терпеливо успокаивает заранее напряжённого в ожидании подвоха игрока, чтобы потом снова резко вывести из состояния душевного равновесия.



Такой подход подкупает и держит в тонусе на протяжении всей игры, которая с одной стороны достаточно продолжительная, а с другой это тот редкий случай когда не против на ещё чуть больше контента. Просто потому что то что есть очень интересное, сделано с душой и невероятным вниманием к деталям. И это очень важно, ведь игру нужно пройти минимум два раза, и как раз на второй раз многие ранее не особо бросавшиеся в глаза детали с новыми знаниями заиграют новыми красками.

Ты здесь навечно

Главной же силой игры стала её история. Настолько хороший, что мне хочется назвать MiSide лучшей сюжетной игрой этого года. Да, начинается она незатейливо и шаблонно, но на то есть свои причины. Хороший хоррор играет на контрасте известного успокаивающего и неизвестного пугающего. Нельзя постоянно пугать, ибо это войдёт в привычку. Но так и нельзя постоянно успокаивать, иначе не останется места для собственно хоррора.



С этим MiSide справляется прям образцово показательно. Я уверен что многих не увлекающихся аниме стилистика игры отпугивает похлеще лавкрафтианских монстров, но я уверяю: это действительно так надо. Да, пусть многие хоррор секции игры проходят в темноте и лиминальных неевклидовых пространствах, когда это происходит при свете дня, который ассоциируется с безопасностью, эффект усиливается на порядки.



Виновата в этом не только меланхоличная светлая атмосфера большей части “законченных” локаций, но и сами персонажи. Казалось бы, всего героев в этой истории ровно два: сам главный герой, обычный угрюмый затворник-программист, и виртуальная девушка Мита, у которой своеобразный взгляд на идеальные отношения и уровень владения холодным оружием вроде ножа, бейсбольной биты и бензопилы на уровне морпеха. Пусть их отношения и можно описать словами “токсичная одержимость”, главная Мита не ощущается просто натягиванием тропа яндере на манекен. У неё есть вполне конкретная предыстория, конкретная мотивация и чёткий характер, в который веришь.

Зачастую успешно MiSide справляется с приостановкой неверия и с другими Митами, которые выступают героинями своих глав на пути к цели. Да, хоть большая часть из них это просто функциональные персонажи чтобы продвинуть историю вперёд, но на них игра особо и не задерживается. А вот те, с которыми приходится взаимодействовать чуть дольше пяти-десяти минут, каким-то образом получают прописку в сердечке. Хоть и задним умом понимаешь что это всё так же соответствующие аниме-тропы, но ум передний нижний готов кричать “Жена!” и искренне расстраивается на моменте расставания.



Связано это с, как я уже говорил, с грамотной подачей сюжета и удачным жонглированием спокойных и напряжённых сцен, которые редко когда идут две подряд одинаковые (не считая одной секции ближе к финалу, но и там дают передохнуть). И, что самое главное, геймплейные активности здесь редко повторяются больше двух раз. И, что самое интересное, их тут неожиданно много. Настолько, что русские умельцы (это не шутка, MiSide действительно сделана двумя русскими инди-разработичками, поддержите их на Boosty) запустили Doom в хоррор дейтинг симе (это не шутка, даже две ачивки за это есть).



Но мини-игры мини-играми и зачастую опциональны, а основные активности хоть и не отличаются сложностью, но и не надоедают своей духотой, благодаря чему MiSide спокойно проходится на одном дыхании. Ну если не считать коротенького стелс-сегмента в самом начале, но и он достаточно короткий чтобы на него особо сильно не ругаться.



Почему ты продолжаешь убегать?

Как бы мне ни хотелось бросить дёгтя в эту бочку мёда, никак не получается не промазав в процессе. Да, хоть с технической точки зрения всё прекрасно, видел сообщения о багах. Ну и, как мне показалось, иногда звук как будто бы пропадает совсем. Можно при большом желании поныть о том, что далеко не все Миты получились одинаково интересными. Если совсем делать нечего, то докопаться до не всегда адекватно раскиданных секретиках и отсутствия возможности пройти отдельные главы в отрыве от основного прохождения для их поиска. Субъективно притянуть за уши слегка смазанную подводку к финалу…



Но всё это просто придирки, которые реально нужно искать под микроскопом. Я чисто физически не могу предъявлять за такое творению всего лишь двух людей в год, когда вышло столько откровенного мусора от огромных команд, когда недостатки игры видно даже не запуская её. И такие произведения искусства как MiSide – это сродни чуду из чудес.



Поэтому я продолжу настаивать на том, что эту игру должен попробовать каждый любитель необычных хорроров. Даже с непереносимостью аниме-стилистики. Ну или хотя бы просто купите чтобы поддержать действительно талантливых отечественных разработчиков, очередную Смуту вы всегда успеете поддержать своими налогами.