Я помню свой 2009-ый, когда после прохождения Uncharted 2 и Batman: Arkham Asylum, я запустил Zeno Clash. Представьте лицо 15 летнего подростка, увидевшего на экране 19-дюймового монитора пестрый экшен от первого лица, с непонятными персонажами, сюрреалистичным миром и увлекательной боевой системой. Я дропнул проект через 15 минут.
Вернулся я к нему лишь в 22 года. Мне становится понятно, почему игра не получила должного внимания и от этого еще обиднее, ведь таких игр, кроме ACE Team, никто не делает. Есть в их проектах какой-то особый шарм, что-то необычное и в то же время увлекательное. Поэтому я был рад вернуться в Зензоик по прошествии 7 лет, но уже в новом творении от студии. Имя этому творению Clash: Artifacts of Chaos.
Странная история в странном Зенозоике
В Clash: Artifacts of Chaos игрокам выпадает роль Псевдо – наемника, который оказывается «не в то время и не в том месте». Или все-таки «в том»?
Ответ на этот вопрос дает слегка сумбурное вступление, из которого игрокам становится известно о втором герое повествования – маленьком вороненке, сидящем на плече старика. Во вступительной сцене, старик, приняв вызов сразиться, погибает от рук неизвестного наемника и все это происходит на глазах Псевдо, который решает заступиться за маленького безобидного звереныша. Познакомившись поближе, Псевдо решает сопроводить малыша до ближайшего города, откуда, по факту и начинается полное опасностей приключение двух героев. Дело в том, что малыш не так прост, как может показаться на первый взгляд: с помощью внутренней силы он может одним прикосновением давать жизнь. Поэтому он очень сильно интересует местную двухголовую главу города по имени Гемини, которая хочет вылечить свою вторую половину от увядания. Чем это грозит для малыша? Догадайтесь сами. Псевдо же просто становится заложником обстоятельств. Ведь многие узнав про интерес главы к вороненку, начинают вести за ним охоту, конец которой может положить только сам герой. Правда для этого ему предстоит пройти через несколько городов, горы, разграбленные деревни и что самое главное, остаться в живых.
Новое творение студии, очень неожиданно, напомнило мне о таких проектах как Bloodborne и God of War: таинственность в сюжете и заимствование особенностей игрового процесса из первой и маленький компаньон с интересной предысторией и боевая система с системой лута из второй.
Что-то мне это напоминает
Сам по себе проект является экшеном от третьего лица с элементами файтинга, в довольно необычном выдуманным авторами сеттинге. И на первый взгляд, он хоть и выглядит хаотичным, но весьма упорядочен. Мир игры поделен на локации с переходами, которые по своей структуре похожи на творения Миядзаки, с его любовью к ветвистости, шорткатам и к кострам сохранения. Более того, авторы не скрывают объект вдохновения и рассказывают об этом в интервью. Оно и заметно, путешествуя по миру, игроки то и дело будут открывать короткие пути не только в рамках одной локации, но и на другие, включая стартовую.
Интересной особенностью в исследовании мира являются ночные вылазки из тела героя. Дело в том, что в лагере, который можно разбить у костра, помимо приготовления местного аналога Эстуса и распределения навыков у тренировочного чучела, герой может лечь спать, чтобы восстановить здоровье и сохранить прогресс. Однако перед сном у игроков будет выбор: проспать до полуночи или до утра. Выбрав первый вариант, внутренности героя выходят из тела и могут проходить туда, куда ранее не мог герой. Примечательно, что умерев в физическом теле, герой оживет в виде внутренностей и игрокам предстоит добраться до тела, что очень напоминает нам о душах с их сбором после смерти, правда, с одним НО: ночью физического тела у героя нет, а значит воскреснуть не получится. В этом случае игрока вернут к последнему сохранению со всеми вытекающими в виде потерянных предметов, которые были собраны от сохранения и до смерти.
Локации разнообразные и довольно быстро сменяют друг друга, а еще на них довольно много тайников и секретов, которые раскиданы в трудно досягаемых местах.
Примечательно, что днем, что ночью, герою будут встречаться свои собственные противники и это важно помнить. Хорошо, что большинство из них не воскресает после отдыха в лагере и это скорее плюс, чем минус, потому что враги достаточно злые, а боевая система со «своими» особенностями.
Первый пошел…
Сражения в игре происходят преимущественно в ближнем бою, а герой по началу обладает довольно скудным набором атак и всего лишь одной из выбранных заранее стоек. Исследуя мир, игроки будут открывать новые приемы, новые стойки и улучшать общие характеристики героя за счет очков навыков и существующего в игре снаряжения. Тут стоит отметить, что авторы весьма креативно обыграли обучение новым приемам и стойкам. Для того, чтобы освоить новые атаки, для начала игрокам необходимо найти определенного вида тотем. После этого героя закинет на арену, где у него появится новая атака и противник, которого необходимо победить, чтобы прием можно было добавить в набор собственных атак. Всего в наборе у героя может быть три специальные атаки и две стойки, переключаться между ними можно между сражениями.
Боевая система в игре весьма комплексная и приемы необходимо подбирать практически под каждого противника. Например: одних лучше атаковать летящей рукой, других атаками ног держать на расстоянии, а третьих же лучше подпустить ближе и стараться не отходить от них. Помимо обычных атак, герой обладает специальными приемами: он может уклоняться от атак в разные стороны и при этом наносить ответные атаки по направлению противника, а также парировать атаки. С последним могут быть проблемы в связи с тем, что враги тут самых разных форм и размеров, и у меня не всегда получалось понять, что в данный момент хочет сделать противник. Просто представьте себе, что вы сражаетесь с бегающей треногой, которая может атаковать одной из трех ног стоя на двух других в любом направлении. Кроме того, Псевдо обладает одной особой атакой, которая активируется по заполнению шкалы ярости. При ее активации герой красиво наносит несколько ударов оппоненту, а камера меняет перспективу от третьего лица к первому лицу, и вот игрок уже отвешивает врагам, находясь с ними в непосредственной близости, что позволяет лучше контролировать ситуацию вокруг, а также наносить повышенный урон по противникам.
Есть в игре и оружие ближнего боя в виде различных молотов, мечей и дубин из костей. Они делятся на два типа: легкие и тяжелые, а еще они достаточно хрупкие и ломаются в самый неподходящий момент. Поэтому настоятельно рекомендую держать их в инвентаре до лучших времен.
Связано мое предостережение с тем, что зачастую, драться предстоит не с одним, не с двумя, а то и не с тремя противниками разом. А где множество врагов, там появляется неописуемая боль чуть ниже спины.
Вызываю тебя на Ритуал
В боевой системе тоже не обошлось без необычного. Так, игрок волен призвать противника к Ритуалу, который выполнен в виде мини-игры в кости. В Ритуале свои правила: игрок с противником поочередно выкидывают кости, а затем при помощи Печатей делают все, чтобы суммарное число врага было меньше чем у него.
Печати бывают разными: например, могут поделить число на костях пополам или вовсе уничтожить рядом стоящие кости. В общем и целом, вариативности во время мини-игры хватает, а Печати необходимо подбирать с умом при помощи инвентаря. Ведь на кон поставлена не только возможность облегчить или усложнить грядущий поединок, но и один из множества разбросанных по миру Артефактов.
Артефакты разнообразные: например, Артефакт Змеи способен наносить урон ядом, Капкан – пригвоздит врага к земле на время схватки, а Артефакт Призыва – выпустит на поле боя питомца из разнообразной местной фауны, чтобы помочь Псевдо. Тот или иной Артефакт сработает в случае победы, ну а в случае поражения в мини-игре, сработает артефакт врага. Артефакты не бесконечные и после Ритуала они уничтожаются. Найти кости, Артефакты и Печати можно как во время исследования локаций, так и обменять у торговцев.
Как таковых денег в игре нет, вместо них выступает различный найденный мусор, а покупка предметов сводится к обмену одних вещей на другие.
Торговцев несколько, одни торгуют полезным снаряжением, например, у них можно купить куртку, чтобы Псевдо не замерз в горах или оружие ближнего боя, а другие будут рады обменять ваш мусор на Артефакты и банки с чистой водой для последующего приготовления местного аналога Эстуса. С ним кстати тоже связана одна игровая механика: в лагере есть котелок, куда можно скидывать найденные ингредиенты и тем самым добавлять напитку особые свойства. Будь то повышенная выносливость на короткий промежуток времени или повышенный урон. Главное, экспериментируйте и записывайте куда-нибудь то, что уже пробовали смешать, так как рецептов в игре нет, есть лишь чистая импровизация и небольшие иконки эффектов у ингредиентов.
Освоение правил Ритуала, стоек, атак и специальных приемов – все это поможет герою в сражении с самыми разнообразными врагами, а также в битвах с верхушкой охраны Гемини, поэтому не стоит пренебрегать исследованием локаций, пробой новых комбинаций приемов и время от времени переназначением стоек.
Другого художественного стиля, у нас для вас нет
Основной дизайн врагов, боссов и героя, в том числе, а также всех существующих в игре NPC обусловлен любовью авторов к необычному, однако поклонники ACE Team сразу узнают фирменный почерк студии, так как действие игры происходит во вселенной Zeno Clash, которая в далеком 2009 году так выделялась на фоне общей «серой массы» своим необычным дизайном мира и колоритными персонажами.
В Clash: Artifacts of Chaos авторы пошли еще дальше и реализовали свой личный виртуальный мир в стиле импрессионизма с широкими масляными мазками, из-за чего играющим будет непривычно в первые 20-30 минут игры, зато потом перед ними раскроются все красоты местного мира, локаций и подобного выбора стиля художественной составляющей.
Я проходил игру на Steam Deck и она полностью верифицирована на устройстве от Valve. Игра запускается сразу с максимальными настройками графики, однако я выставил все на среднее и установил лимит по частоте кадров в районе 50-ти. С такими настройками играть более чем приятно, а батареи устройства хватает на чуть больше 3 часов игры, что несомненно радует. Выключал я пресет лишь пару раз, когда играл напрямую от розетки. Без него игра спокойно выдает 60 кадров при довольно приятной картинке.
Комментарии