Почти все, наверное, любили Lego или металлический конструктор в детстве. Познавали азы инженерии. Время идёт, и сейчас впору познавать не только инженерное дело, но и программирование. Nintendo позаботилась о подрастающем поколении (и о детишках за 30) и выпустила в 2018 году наборы Labo. Labo как раз делает основной упор на инженерное дело, немного затрагивая программирование. Полностью основам программирования посвящена игра Game Builder Garage, про неё, собственно, и есть обзор.
Game Builder Garage (далее просто — GBG) вышла в июне 2021 года. Еще во время анонса, в мае, мне было очень любопытно ее «пощупать». Я тоже своего рода программист, знаете ли, год Pascal в школе за плечами. Сразу оговорюсь, что игра не сделает из вас программиста. Как мне кажется целевая аудитория GBG — это дети. Понятно, что есть и взрослые люди, которые любят творить, но все же.
Устройство игры
Игра использует визуальный язык программирования. Справка: визуальный язык программирования — язык, позволяющий создавать программы путём манипуляции графическими элементами, а не написанием текста. В основном такой язык используют для обучения детей программированию. Основой языка в GBG являются существа Нодоны (Nodon). Здесь вам и особо энергичный Нодон-кнопка (Button), и Нодон-текстуры (Texture), Нодон-гравитация (Reduce Gravity). Нодоны логики (и, или), счета, сенсора, вибрации. Разгуляться есть где. Игра, кстати, поддерживает как управление кнопками, так и полностью сенсорное управление (мне было удобнее на экране тыкать).
Всего доступно четыре категории Нодонов: вход (Input), середина (Middle), выход (Output) и объекты (Objects). Сами Нодоны своим цветом соответствуют цвету категории, к которой они принадлежат.
Начало (вход) – это устройства ввода, например, стики, кнопки, сенсорный экран, тут даже можно тряску джойконов использовать или движение консолью. Это удобно для игр типа «прокати шар».
В Нодонах есть куча настроек. Не сказать, что они в условиях незнания английского языка интуитивно понятны, придётся немного поразбираться, вооружившись переводчиком или методом тыка. А ещё для любителей Wiki здесь есть своя энциклопедия Нодонов! В ней можно узнать какие функции выполняет тот или иной Нодон, как его можно настроить. Но опять же, если не знаете английский, готовьте переводчик.
Нодоны середины – это функциональные Нодоны, например, калькулятор, логика, таймер. Нодоны выхода это музыка, вибрация, какие-то маркеры. Ну и самая интересная группа — это объекты. Здесь есть коробки, машинки, НЛО, текст, текстуры, а если вы ещё залезете в настройки… У объектов есть петельки, за которые их можно привязывать друг к другу. Это очень удобно, если вы хотите создать из НЛО космический танк. Да и вообще очень много приколов можно придумать в GBG. Вы даже у объектов можете свои текстуры прикрутить или сами нарисовать их, чём-то похоже на метод создания одежды в Animal Crossing.
Процесс игры
А теперь про сам процесс игры. Всего доступно два режима игры: обучение (Interactive Lessons) и программирование (Free Programming). Второй режим недоступен, пока вы не завершите хотя бы один урок из первого режима.
Уроки длятся в среднем по 60 минут. И вот тут, честно говоря, было нудновато. У вас будет два помощника: Боб и Элис. Первый поможет вам с уроками, будет раскатывать, показывать вам все, но он очень долго болтает, а ещё когда после него Нодоны начинают говорить, это полный аут для меня. Элис говорит меньше и помогает со сдачей тестовых заданий после каждого урока. Уроков всего 8, думаю, их будут дополнять обновлениями. В каждом уроке несколько уровней. Некоторые показались мне интересными, а некоторые слишком уж затянутыми, но если подумать, что игра предназначена в первую очередь для детей, то думаю им будет нормально. Уроки представляют собой создание игр разных типов. В целом обучение знакомит вас с разными типами Нодонов и с тем, как они работают.
А вот режим программирования — это пространство для вашей фантазии и навыков, это ваша мастерская. На данный момент можно создать (или загрузить) до 67 игр. Здесь уже осталась только Элис в качестве вкладочки внизу экрана, также доступна Нодопедия. Все Нодоны открыты, так что можете творить, что вам вздумается. Но самая интересная для меня функция — это возможность загружать проекты других игроков! Это очень крутая штука. Вам надо знать только ID другого программиста или его игры, это можно поискать в интернете. Некоторые сайты даже специальные топ подборки делают.
Между прочим, в ваши или скаченные игры можно играть и вчетвером. Своими играми вы тоже можете делиться, но вот тут чувствуется какое-то безразличие со стороны Nintendo — как таковой площадки обмена играми нет, то есть вам дают какой-то ID, а как его довести до других, это уже ваша забота. Очень странное решение, могли бы взять идею опять же у Animal Crossing, делать подборки месяца, дня, это стимулировало бы игроков создавать больше игр. А вот так выглядит структура игры с Соником и игры Mario Kart, скачанных мной из сети.
Выводы
Какое же у меня сложилось впечатление от игры. Первое — это, как ни странно, одиночество. Наверное, из-за того, что игра направлена на творчество, но при этом ничего почти не сделано для того, чтобы распространять это творчество. Ты сидишь один в своей песочнице со своей лопаткой и копаешь там ямки. Не кажется, что ты надолго зависнешь в этой игре. Второе — это все же детский интерес. Не выпускают на консоль любимую игру? Создай сам! Понятно, что с ограничениями, но все же.
Думаю, детям она зайдёт. Усидчивым детям. Знающим английский детям. И это просто огромнейший минус. Я не понимаю почему так сложно было добавить в эту игру русский язык? Здесь не так много текста, чтобы его перевести, но в итоге отсутствием локализации отметается большая часть аудитории. Дети России и стран СНГ плачут! Да и не всем взрослым будет легко разобраться, особенно когда они никогда не имели дело с чём-то подобным. Как же я хотела GBG и как я остыла, пока в неё играла. Но хочу сказать, что несмотря на мое нытьё здесь, игра совсем неплохая.
Комментарии