Оригинальная Ghost of Tsushima, вышедшая в августе 2020 года, произвела самый настоящий фурор.
Во-первых, никто и подумать не мог, что у авторов небезызвестной супергероики inFamous получится настолько глубокий проект, разворачивающийся в Японии 13-го века.
Во-вторых, игра получилась настолько комплексно цельной, что в ней работал абсолютно каждый аспект игрового процесса. Восхитительный открытый мир, интересная история, в которой есть место таким понятиям, как месть, преобладание себя, в какой-то мере саморазрушение, самопожертвование, и главное, никакого лудонарративного диссонанса.
Для тех, кто по какой-то причине не проходил оригинальную историю, но интересуется режиссерской версией игры, отмечу краткий синопсис.
Возвращение на Цусиму
События игры разворачиваются на острове Цусима, на который начали полномасштабное вторжение монголы под предводительством некоего Хотун-хана. Предводитель знает слабые стороны самураев и их рвение вести бой лицом к лицу с противником, но с первых шагов на острове начинает демонстрировать своё превосходство и сражаться не по чести.
Различные кланы самураев объединяются, чтобы дать противнику отпор, но терпят крах. Дзин – последний самурай своего клана тоже участвует в битве и бьется не на жизнь, а на смерть, терпит поражение и в предсмертном состоянии теряет сознание.
Спустя время Дзин приходит в себя, а вместе с этим к нему приходит понимание, что остров захвачен, монголы одержали победу, военачальник мёртв, а единственный лидер Цусимы и по совместительству дядя героя находится в плену.
Захват Цусимы и действия Хотун-хана заставляют Дзина сомневаться в принципах самураев и их тактике по ведению боя, а главное, Дзин начинает сомневаться в существовании такого понятия, как честь.
В итоге это приводит к тому, что Дзин пренебрегает собственным воспитанием и становится грозным, тихим убийцей монголов. Убивая, он не смотрит врагам в лицо, не даёт себя обнаружить и нападает из тени. В простонародье он получает прозвище «Призрак Цусимы», которому чужды законы честной борьбы.
Ведь есть осознание, что ты один, а против тебя сотни и тысячи иноземных захватчиков, которым также чуждо понятие чести.
История Ghost of Tsushima подкреплялась интересным игровым процессом с элементами экшена и стелса. К первому разработчики подошли со всей ответственностью и сделали её не только максимально проработанной, но и действительно разнообразной.
Вторая больше походила на кальку с большинства проектов. Есть высокая трава, есть местами глупый ИИ противников и несколько возможностей и способностей главного героя для их тихого устранения, которые, к тому же, можно было улучшать.
Прибавим к этому огромный открытый мир, поделённый на зоны со своими особенностями, множество активностей, необычные легенды и весомую награду за их прохождение, а также неоднообразные дополнительные задания, и получим… В общем, это весьма крепкий проект, который не хватал звёзд с неба, но мог выделиться невероятным артом, работающими механиками и интересной историей, которые и позволили Ghost of Tsushima взойти на пьедестал славы, выхватить несколько наград в различных номинациях и остаться в сердцах поклонников на долгое время.
Однако сегодня я хочу больше поговорить про улучшения в “режиссёрской версии” и свежее дополнение «Остров Ики».
Художественный стиль, как главный герой истории
Начать, пожалуй, стоит с нововведений в улучшенной версии и без того прекрасной с точки зрения художественного стиля игры.
Да, художественный стиль – это чуть ли не на 70 процентов самое запоминающееся в игре от Sucker Punch. Его хвалили на каждом углу и в красках описывали в каждом обзоре, разборе и так далее. Он действительно выдающийся и запоминающийся.
Как сейчас помню чуть ли не каждый регион открытого мира со своими прекрасными полями, горами и бамбуковыми рощами.
Авторы и художники, в частности, проделали титаническую работу по созданию стиля игры, однако в режиссерской версии он стал ещё прекраснее.
В PS5 версии игры стоит выделить увеличенную дальность прорисовки локаций – теперь с любой горы открывается вид на целый остров без пелены и лесенок.
Авторы отказались от подсказок на загрузочном экране. После смерти герой практически моментально оказывается в открытом мире. Собственно, для загрузки игры с момента запуска и до открытого мира требуется всего 7 секунд.
Игра стала прекрасней, но мною был замечен один нюанс, в частности тени на объектах прорисовывались в нескольких метрах от главного героя. Возможно, это поправят патчами, а возможно, это ограничение движка. В любом случае, придётся смириться.
Но и это не всё, что авторы добавили в режиссёрскую версию. К примеру, особенности геймпада DualSense реально выводят мир игры и взаимодействие персонажа с окружением на новый уровень.
Теперь игрок собственными руками может прочувствовать направление ветра (геймпад тактильно вибрирует по направлению к цели), собственными пальцами может ощутить натяжение тетивы. Кроме того, в ближнем бою в прямом смысле можно почувствовать клинок и то, как он выходит из ножен.
Да чего там, даже отличие ходьбы от бега по разным поверхностям геймпад способен передать в полной мере.
Погружению в происходящее способствует не только тактильная вибрация и адаптивные триггеры, но и динамик геймпада, который воспроизводит определённые звуки, будь то удары клинка о клинок, дуновение ветра, а в определённые моменты (чаще сюжетные) из динамика будут доноситься голоса.
Про 3D-аудио можно сказать лишь то, что оно есть и оно работает. Используя наушники, я слышал не только стрекотания птиц и писк лисицы вдалеке, но и падение листвы с деревьев, а также её шелест под ногами героя.
Я понимаю, что всё это можно услышать и без помощи данной особенности, однако точное позиционирование звука и его акцентирование возможно только при помощи данной технологии.
Путешествие по чертогам разума
История дополнения «Остров Ики» повествует об ещё одном племени монголов, которое решило начать с малого и вместо того, чтобы отправиться в руки к Призраку на Цусиму, отправилось на захват небольшого прилегающего острова под названием Ики.
Во главе захватчиков теперь некая мистическая шаманка по имени Орлица и, лично, по моему мнению, она получилась в разы колоритней в качестве антагониста в отличие от Хотун-хана.
Орлица владеет неким дурманящим разум средством и при помощи него отравляет земли и жителей острова. Те, кто примет предложение присоединиться к её армии монголов, получают противоядие, ну а те, кто отказывается, умирают мучительной смертью, борясь с собственным разумом.
Приключение Дзина на остров начинается с того, что на рыбацкую деревню на Цусиме нападает племя Орлицы. Дзина подобное не радует, ведь он становится свидетелем последствий смертельного напитка.
Решив, что второе вторжение на Цусиме может закончиться плачевно, Дзин решает отправиться на остров Ики. К слову, именно на нем и погиб отец главного героя. А значит готовьтесь к тому, что сюжетная канва будет постоянно напоминать Дзину об этом, а вместе с тем познакомит игроков с предшествующими вторжению на Цусиме событиями и детством главного героя.
Вообще в дополнении достаточно много времени уделено воспоминаниям Дзина. Он думает о поступках отца и о своём поступке в момент его гибели. Всё это морально давит на главного героя, собственно, этим и пользуется Орлица, которая после взятия Дзина в плен опоила его. Последствия напитка преследуют героя в рамках всего приключения, поэтому он будет видеть галлюцинации в самых неожиданных местах.
Меньше, но больше
По своей структуре остров в несколько раз меньше основного места действия игры – острова Цусимы. Несмотря на это, он достаточно плотно взбит и наполнен контентом на каждом шагу.
Здесь есть место тайникам обезьян, кошек, оленей, а взаимодействие с ними напоминает одну известную ритм-игру, в которой необходимо прожимать определённую клавишу в такт музыке. Однако здесь разработчики пошли несколько иным путём и задействовали одну из особенностей геймпада, а именно гироскоп. При помощи него необходимо удерживать маркер по пути музыкальной линии.
Также на острове не обошлось без дополнительных историй легенд, за выполнение которых Дзин получит броню для себя и своего верного четвероногого друга.
К слову о друге. В дополнении лошадь научилась новому приему: за счёт очков решимости она может наносить колоссальный урон тараня и затаптывая противников.
По-честному, странно, что разработчики не добавили подобный приём изначально с релизом игры. Однако то, как лошадь получает данный приём, достойно уважения с точки зрения эмоционального напряжения, умело организованного сценаристами игры.
Также из активностей на острове можно встретить четыре тайных святилища, все они по мотивам других проектов с консоли PlayStation. К примеру, в одном из таких можно найти броню ворона из Bloodborne, прежде решив весьма нетривиальную задачку.
Говоря про активности, их действительно стало больше. Некоторые из них, конечно, можно было встретить и в основной игре, будь это места для составления хоку или испытания меча с нарезкой бамбука. Однако разработчики расширили активности за счёт упомянутых выше тайников и святилищ, испытаний лучников и наличия арены в основном хабе, сделав приключение Дзина несколько увлекательнее.
Не обошлось на острове и без новых друзей, а также врагов.
Дело в том, что после неких действий отца Дзина, самураев на острове не жалуют. А клан Сакай вообще является врагом номер один для местного населения.
Говоря о местном населении, можно сказать, что Ики населяют разбойники и монголы, причём первые станут герою скорее друзьями. Как это говорится: «Враг моего врага – мой друг». Поэтому Дзину ничего не остаётся, кроме как умолчать о том, что он Сакай, и назваться просто Дзином из Ярикавы.
Отношение местных жителей к самураям можно будет понять после череды сюжетных эпизодов, которых в дополнении немного, однако именно они позволяют сильнее погрузиться в историю и понять, что остров не является отдельной локацией, созданной исключительно для дополнения. Автором удалось гармонично вплести его в историю, после чего воспринимается остров Ики и события на нём как нечто целостное с основной историей и Цусимой.
Если говорить о врагах, то их немного, но есть и уникальные. Первые – это шаманы. Противные ребята, которые во время боя начинают петь, тем самым воодушевляя отряды монголов. Последние в свою очередь становятся более агрессивными и живучими.
В сражениях шаманов лучше убивать в первую очередь, иначе битва может закончиться не в пользу Дзина.
Вторые противники – это те, которые научились комбинировать атаки разным оружием. К примеру, копейщик может прямо во время сражения взять в руки два меча, нанести несколько ударов, а затем опять достать копье.
С ними придётся помучиться только первый час игры, потом привыкаешь быстро менять стойку и наносить удары на опережение.
В остальном большинство противников остались прежними, как и методы для их устранения. Хотя я был бы не против нескольких новых приемов для главного героя, но чего нет, того нет. Как итог, сюжетная история острова Ики довольно короткая и её хватит на пару вечеров, если не брать в расчёт дополнительные задания. Я же провёл за дополнением почти 12 часов, зачищая каждый вопросительный знак и выполняя все побочные задания наряду с активностями.
Режиссерская версия
Помимо улучшенной версии игры и дополнения «Остров Ики», в режиссёрскую версию входит кооперативный сюжетный режим «Легенды».
Режим «Легенды» – это некий набор миссий, которые необходимо проходить, имея под рукой хотя бы одного друга. Максимум их может быть четыре, ровно столько, сколько персонажей доступно на выбор.
Каждый персонаж имеет свои особенности: один может призывать духов и воскрешать павших товарищей, второй мастерски владеет катаной и может при помощи неё высасывать жизнь из противников, третий лучник, а четвёртый мрачный хищник, что поджидает жертву в засаде.
Вообще, режим «Легенды» интересен в первую очередь тем, что его события происходят в потустороннем мире, где враги – это демоны. Поэтому и способности у каждого персонажа мистические.
История здесь по большей мере для галочки, но девять сюжетных заданий способны удержать у экрана до финальных титров.
Во-первых, это кооператив, играть в который вдвоём действительно интересно. Во-вторых, мистическая история, которую хочется закончить. А в-третьих, опять же, прекрасный художественный стиль.
Локации разнообразные, условия заданий постоянно меняются и подбрасывают испытаний. Чего только стоит локация с летающими сердцами или с ведьмами, которые делают противников бессмертными.
Вообще данный режим я прошёл взахлёб за один присест, ушло на это около 4-5 часов. Стоило ли оно того? Несомненно.
Комментарии