Давайте так. По моему мнению, в том, чтобы расписывать проекты трилогии с точки зрения сюжета и игрового процесса, нет никакого смысла. Не думаю, что в 2021 году найдутся люди, которые никогда не слышали аббревиатуру «GTA» и не знают, что из себя представляет эта серия игр.
Данный обзор – это не столько разбор каждой части по пунктам, сколько ностальгия по самим играм и тому времени, когда они выходили, а также разговор про трудности обновления трилогии и взгляд на итоговое качество ремастеров.
Более 20 лет, несколько спин-оффов и 5 номерных частей – все это, как несложно догадаться, относится к серии Grand Theft Auto.
Rockstar North и Rockstar Games – настоящие звёзды игровой индустрии, и оспорить данное высказывание довольно сложно. Ведь стоит хоть раз попробовать их последние проекты в виде Red Dead Redemption 2 и GTA V, и оторваться от них вряд ли получится. Последняя вообще скоро выйдет на некстген консолях, тем самым будет существовать одновременно на трёх поколениях консолей. И именно GTA V уже продана тиражом в 150 миллионов копий, к слову, общий тираж серии на данный момент 345 миллионов копий.
Одни из самых живых открытых миров, достойные Тарантино истории и невероятное внимание к мелочам – вот за что любят Rockstar. И они не были бы так обожаемы многими, если бы не прошли довольно тернистый путь протяжённостью в 23 года.
Просто представьте, целых 23 года. И если в 1997 году, в начале пути тогда ещё DMA Design, серия GTA представляла собой довольно простую, но затягивающую игру с видом сверху, то потом, с выходом GTA III в 2001 году, студия наконец решила попробовать себя в полноценном 3D, и судя по тому, сколько наград тогда собрала игра и насколько быстро получила статус культовой, у них получилось.
На волне успеха студия сразу поняла, вот он – золотой билет, который способен кормить авторов десятки лет. Поэтому уже в 2002 году студия выпустила спин-офф про неоновые 80-ые в Vice City, который по-прежнему является одним из моих любимых.
Ещё через пару лет, уже в 2004 году, студия представила поклонникам GTA: San Andreas с историей про войну группировок и бойких парней с Гроув-стрит, тем самым окончательно подтвердив свой статус, как студия, которая выпускает одни из лучших игр в открытом мире.
Три, скажем так, первые пробы пера, а ныне культовые части серии, действительно перевернули индустрию.
Многие тогда хотели создать свою GTA, но получались у конкурентов либо жалкие пародии, либо совершенно другие по настроению проекты. Да чего там, даже сегодня, в 2021 году, никто не делает таких открытых миров, какими их делает Rockstar.
Наверное, поэтому любой анонс, связанный с GTA, заставляет публику визжать и жадно ждать, что же подготовили разработчики для своей неимоверно преданной аудитории.
Так случилось и со мной. После череды слухов о ремастере GTA III, GTA: Vice City и GTA: San Andreas создатели наконец-то анонсировали сборник. Правда, анонс был куцый и понять из него получилось лишь то, что это будет ремастер, что в сборник вошли три перечисленные выше игры и что авторы ремастера добавили в игру различные улучшения и переработали систему прицеливания, взяв за основу механику из GTA V.
Единственное, что во всём этом смущало аудиторию и лично меня, это то, что вместе с анонсом авторы не показали ни единого кадра из самих игр. Ролик с геймплеем последовал чуть позже и вызвал в сети бурю самых разных эмоций. Я ничего не имею против нарочитой мультяшности, и я был рад, что три части будут выглядеть как единое целое. Однако буря в сети уже во всю начала шествие, и её вряд ли кто-то мог остановить.
И вот, 11 ноября 2021 года состоялся релиз сборника GTA: The Trilogy – The Definitive Edition и… интернет окончательно порвало.
Привет из прошлого
Возвращаясь в начало 2000-х, мне сложно вспомнить, кто из моих друзей тогда не слышал о GTA. Мы собирались у одного из товарищей дома, запускали PS2 и на несколько часов спокойно улетали из реальности. А после обсуждали увиденное и пробовали, пробовали, пробовали все возможные механики в игре, устраивая хаос на улицах Либерти-Сити.
В то время никто из нас не задумывался над тем, что в игре есть задания и какой-то сюжет. Зачем? Нам было весело давить прохожих, устраивать перестрелки с полицией и использовать читы. Большего для счастья и не надо.
Уже осмысленно к третьей части я подошёл далеко после GTA: San Andreas, но к ней я вернусь чуть позже. Сейчас немного про 80-ые.
GTA: Vice City стала для меня откровением. Ну, во-первых, я очень люблю выбранный авторами сеттинг, во-вторых, в игре появилась интересная история, продолжительные и хорошо поставленные кат-сцены и запоминающиеся персонажи.
А также, именно в ней я столкнулся со злосчастной миссией с вертолётиком, которая и по сей день вызывает у меня вьетнамские флешбеки. А чего вы хотели, я был ребёнком, а данное задание чуть не сломало мою психику.
Помню, бросал игру на несколько недель, затем пробовал снова и опять бросал после череды неудач. Но знаете что? Мне кажется, именно это задание выработало во мне усидчивость, а также желание всегда завершать начатое, даже если будет больно и нудно. Начал, закончи.
Знакомство с GTA: San Andreas у меня случилось спустя год с момента релиза игры, который состоялся в 2004 году. В ней авторы разошлись на полную. В игре появилось множество различных активностей, а симуляция жизни вышла на новый уровень.
Даже сейчас, спустя 16 лет, я с теплом вспоминаю историю Си-Джея с предательством, семейными ценностями и миссией с поездом.
Пожалуй, это была лучшая часть, вышедшая до номерной GTA IV, ведь в 2005 году я и представить не мог проекта, который по насыщенности событиями и масштабу мира сможет максимально близко подобраться к проекту от Rockstar North.
Это сейчас можно сказать, что чисто фундаментально все три части несколько устарели, однако я скажу нет, как минимум потому, что GTA: Vice City и GTA: San Andreas даже в 2021 году отлично играются, а их истории способны удержать игроков у экранов.
Поэтому неудивительно, что создатели захотели немного подзаработать на классике серии и выпустить ремастер трилогии.
Нынче вообще модно выпускать различные ремейки и ремастеры, что с одной стороны хорошо, ведь новое поколение игроков, возможно, не было знакомо с оригиналами, но много о них слышало. Для него это отличная возможность прикоснуться к прекрасному.
С другой стороны, сделать хороший ремейк или ремастер весьма непросто, ведь если мы говорим о довольных старых проектах, то есть вероятность, что исходников давно нет, а разработка с нуля может сказаться на бюджете. Кроме того, при разработке необходимо не потерять шарма оригинала и не упустить ту тонкую нить, за которую проект многие любили. В общем и целом, выпустить обновлённую версию старого проекта и сделать это хорошо необходимо суметь. В противном случае есть вероятность сделать так, что ремастер не будет нести в себе никакой ценности.
Да здравствует настоящее
Вообще, лично у меня к GTA: The Trilogy – The Definitive Edition всего три претензии. Первая и, пожалуй, основная – это техническое качество ремастера. Вторая – непосредственно порта на Nintendo Switch, а третья, более личностная, и связана она с вырезанной из игры музыкой.
И нет, меня вообще не смущает то, как создатели сборника стилизовали трилогию. Да, некоторые персонажи претерпели изменения, некоторые выглядят весьма странно, но я не считаю это чем-то плохим. Стилизация, по моему мнению, вполне подходящая для трёх представленных в сборнике проектов.
И кто-то скажет, что модеры давно сделали лучше, возможно. Но я всю жизнь играю на консолях и не рассматриваю моды по причине отсутствия возможности их попробовать.
Чтобы отпустить, сначала необходимо принять, что это ремастер, а не полноценный ремейк, где можно было бы привести трилогию к реализму до уровня GTA IV и GTA V.
А для ремастера, прошу заметить, подобные улучшения уже достижение, ведь все мы знаем, что чаще всего создатели ремастеров ограничиваются подтягиванием разрешения и качества текстур.
Возможно, никто не хочет выделять бюджеты на разного рода дополнительные улучшения или рабочую силу. Неважно. Важно то, что несмотря на множество багов и технических проблем, авторы данного сборника сменили практически все ассеты, обновили модели, освещение, управление и систему прицеливания, а также подтянули разрешение.
Что касается качества ремастера, то тут, несомненно, к ответственной за него студии есть ряд вопросов. Например, что с производительностью? Почему частота кадров в играх падает даже на некстген консолях? А игры, на секунду, вышли более 15 лет назад.
Особенно сильно досталось, как ни странно, GTA III, и авторы подтвердили, что обновлять третью часть было сложнее всего. И это заметно – она сильнее всего проседает даже на ровном месте.
GTA: Vice City вышла нечто средним по качеству – производительность в игре подводит лишь в моменты подзагрузки текстур и при быстрой езде. В целом, вполне играбельно.
А вот с GTA: San Andreas всё куда интереснее. По личному ощущению, проседает третья часть сборника реже остальных, а игра работает более стабильно.
Про баги и иные проблемы в сети уже можно найти сотни различных роликов, некоторые из них причудливые, смешные и нелепые, но бывают и довольно жуткие.
В их числе проходы под текстуры, отсутствие теней у некоторых объектов, появляющиеся из ниоткуда машины, которые могут сбить вашего оппонента во время диалога внутри кат-сцены.
Странное поведение некоторых NPC, в том числе водителей автомобилей, местами отсутствие текстур на некоторых объектах или, наоборот, присутствие двух разных слоёв на одном объекте поверх друг друга – всего этого у сборника не отнять. Радует одно, что, приложив немного усилий, все вышеперечисленное вполне можно поправить.
Я проходил проекты на Nintendo Switch в портативном режиме, поэтому немного про качество порта.
На гибридной платформе присутствуют умеренные просадки FPS, которые будут постоянно сопровождать игроков вне зависимости от того, чем они будут заниматься в мире игры. Кроме того, на гибриде более мыльная картинка и небольшая дальность прорисовки объектов.
В остальном все более или менее терпимо. Скажу прямо, я видел порты на Nintendo Switch в разы хуже. Надеюсь, создатели поправят описанные недочеты, тогда порт можно будет назвать весьма и весьма достойным.
Из хорошего: все три проекта сборника переведены на русский язык, а субтитры включены по умолчанию.
Завершение
Знаете, что самое интересное? Мне кажется, что мое восприятие сборника напрямую связанно с моим отношением именно к этим проектам в серии, я попросту застал их чуть ли не в лучшее время своего детства.
Тогда, когда у меня не было никаких обязательств и забот, в то время, когда я чувствовал себя максимально свободным.
Серия GTA – это не только прекрасные игры серии, это ещё и воспоминания. И поэтому мне обидно от того, что классику представили на суд общественности именно в таком виде.
И я не считаю ремастер плохим, я считаю его недоработанным и выпущенным на скорую руку. Думаю, авторам и людям, ответственным за ремастер трёх частей, необходимо было дать больше времени, а также больше времени уделить всевозможным тестам. И возможно, подобный подход и дополнительное время позволили бы авторам избежать большинства проблем и не нарваться на жесткую критику со стороны игрового сообщества.
Комментарии