Представьте себе тихий небольшой городок на окраине штата, окруженный горами и лесами, с его утренним туманом. Жителей здесь не много, и каждый друг друга знает. Жизнь идет своим чередом. Кто-то встанет по утрам на работу, кто-то в школу. И вроде бы ничего особенного, пока в городке не начинает происходить странное.
Не знаю, как вас, но мне чересчур сильно привлекают проекты, вдохновенные историями Стивена Кинга с его густой атмосферой и ловким умением рассказывать на первый взгляд предсказуемые истории. Лишь на первый взгляд.
Наверное, поэтому в списке моих любимых игр всегда есть место истории про писателя, который попадает в жуткий кошмар маленького городка Брайт-Фоллс.
И, наверное, именно поэтому мое внимание привлек свежий (старый) проект от Tequila Works под названием GYLT. Очень уж он схож атмосферой, сеттингом и даже механиками с проектом от Remedy.
Если вы каждодневно не следите за игровой индустрией, то стоит отметить, что GYLT – не новая игра. Она уже выходила в 2019 году в качестве эксклюзива на ныне почившую этот мир платформу Google Stadia. На актуальные платформы она вышла 6 июля 2023 года. Действительно, не пропадать же добру?
В черном, черном городе…
История игры точно понравится поклонникам Кинга. Однако дополнительно она поднимает острые социальные проблемы травли в школе и демонстрирует их в виде детских кошмаров.
Некая девочка Элли, не так давно переехавшая с семьей в Бетелвуд – тот самый тихий городок из вступления к обзору, неожиданно пропадает. Судя по дневникам девочки, ей довольно сложно давалось найти общий язык со сверстниками, и в городке, кроме ее двоюродной сестры Салли, друзей у нее не было. В связи с этим девочка часто обедала одна, а после школы сразу бежала домой и не особо любила выходить на улицу. Поэтому в том, что пропажу девочки замечает лишь ее двоюродная сестра, нет ничего удивительного.
Как вы поняли, роль спасителя ложится на хрупкие детские плечи Салли. Она в силу стечения странных и необъяснимых обстоятельств оказывается в мире кошмаров, проводников в который становится странный и явно в курсе происходящих в городке событий мужчина. Параллельный мир не такой тихий и уютный, как тот, что в реальности. В мире кошмаров нет никого из взрослых, нет детей, а значит, помощи ждать неоткуда. Вооружившись фонариком, Салли ничего не остаётся, кроме как разгадать тайну параллельного мира, найти свою сестру и, конечно же, выжить любой ценой.
В черном, черном доме…
Основным местом действия игры является средняя школа Бетелвуда и ее окрестностей. Зачастую, это, конечно же, темные коридоры и набитые манекенами классы. Однако иногда школьные стены могут таить в себе куда большие тайны. Вы хоть раз видели или слышали о шахте в стенах школы?
Начало игры четко дает понять, что перед нами некая помесь «Очень странных дел» с его параллельным миром и страшными монстрами и Алана Вейка с механикой выжигания всего и вся при помощи фонарика.
GYLT очень легко ассоциировать с Alan Wake. Здесь также необходимо идти на свет, сражаться с монстрами при помощи света или прятаться от них и решать простенькие головоломки. Однако GYLT – современная игра, а любая современная игра не может обходиться без элементов стелса. А значит, игроки могут прятаться от существ, подкрадываться к ним, чтобы нанести решающий удар фонарем, заманивать монстров в ловушки, аккуратно раскиданные на локациях, и даже отвлекать их бросками пустых банок.
Правда, в отличие от Алана Вейка, выжигать монстров необходимо обдумано. Дело в том, что у каждого из них (а их в игре несколько разных типов) есть определение – слабые точки, которые заботливо подсвечены разработчиками более яркими цветами. И это даже увлекательно, потому что противники быстрые, а героиня – это маленькая девочка, которая, кроме как светить на них фонарем и в критической ситуации оттолкнуть их, по большому счету мало что может им противопоставить. Со временем, конечно, Салли обзаведется несколькими полезными обвесами для фонарика и даже новым оружием, но критически ситуацию они не изменят.
Есть в игре и несколько боссов, битвы с которыми приятно обыграны реалиями локации. Сами сражения не сложные, однако победить в лоб не получится, и игрокам будет необходимо методом проб и ошибок понять, как девочка сможет им противостоять.
Все остальное время Салли необходимо решать довольно простенькие головоломки. Передвинуть ящик, лестницу или покрутить вентиль противопожарной системы, перенаправить электричество, активировать светом фонаря кнопку и прочие мелкие активности пожалуй, сама слабая часть проекта. Это банальные, достаточно тривиальные и неимоверно скучные вещи, которые иногда разбавляются более интересными активности. Но происходит это всего лишь пару раз за шесть часов, а именно за это время проходится проект. Вероятно, это обусловлено тем, что проект разрабатывался эксклюзивом для Stadia, и авторы целенаправленно создавали небольшую историю. И тем более обидно, что после разнообразной на головоломки Rime им не удалось повторить нечто подобное в GYLT.
Была черная, черная комната…
А вот что удалось, так это создать неимоверно густую атмосферу, которая поглощает с головой. И в таком случае даже хорошо, что у игры небольшая продолжительность, так она не успевает утомить и запоминается. На атмосферу играет не только приятная визуальная составляющая и выбранный авторами художественный стиль, но и проработка мелочей. Так, аптечки в игре – это ингаляторы, похожи на те, которыми пользуются люди, страдающие от астмы. Сценки из манекенов с унижением учащихся в школе. Дневники девочки, из которых мы и узнаем о ее нелегкой судьбе и причину переезда в Бетелвуд.
А какие в Бетелвуде локации. Они реально способны заворожить. Например, аркадный зал, залитый неоном посреди утонувшего в ночи городка. Так и тянет его исследовать, и авторы позволяют это сделать, подкрепляя чувство восторг чувством ужаса от встреченного в его стенах босса. Игра способна создать напряжение, а также немного напугать, ведь не зря же она позиционируется как хоррор-приключение. Тут есть место и скримерами, которые довольно грамотно срабатывают в созданное заранее напряжение и работают ровно так, как задумывали авторы. Признаюсь, я в хорроры играю часто, и напугать меня довольно сложно. GYLT это не удалось, однако в паре моментов у нее получилось затронуть мои стальные нервы.
Где на полке стояло черное, черное устройство…
Я проходил игру на Steam Deck, и мне пришлось снизить пару настроек на средние, хотя игра хорошо работает на предустановленных максимальных параметрах. Снижение позволило мне добиться стабильных 60 кадров, когда с предустановками счетчик кадров не выходил за пределы 48 кадров.
По общим впечатлениям производительность игры отличная. И хотя в паре мест я замечал падения, на игровом опыте это никак не сказалось. Для лучшего экспириенса советую снизить разрешение игры и включить FSR от Valve. Тогда вы получите отличную картинку без шлейфа, хорошую автономность и стабильные кадры.
В остальном проблем с игрой не было. Багов замечено не было. Отдельно порадовало наличие русской локализации в виде субтитров.
Комментарии