Обзор: Hades II - Обратно в Тартар 91

Обзор: Hades II – Обратно в Тартар

In the name of Hades, I accept this sequel.
In the name of Hades, I accept this sequel.

Supergiant Games известны всем своими штучными проектами. Bastion, Transistor и, конечно, Hades. Первую часть я излазил вдоль и поперек и с нетерпением ждал продолжение. 6 мая разработчики без каких-либо объявлений выпустили продолжение своего рогалика в ранний доступ. Первые несколько дней онлайн в сиквеле держался в районе 100 тысяч игроков, да еще и в первую часть вернулись игроки. Со старта продаж я наиграл 60 часов и хочу поделиться своими впечатлениями.

Таинственная девушка

Первые намеки на сиквел и героиню можно было найти в первой части. Картина «принцесса», на которой изображена «таинственная девушка».



Таинственной девушкой оказалась младшая дочь Аида и Персефоны, сестра принца Загрея – Мелиноё (или Мелиноя).

Сюжет опять завязан вокруг божественной семейки, но в этот раз на сцену выходит дедушка – Титан Времени Кронос.



Дедуля узурпировал власть в подземном мире, пленил всю семью принцессы, выгнал на улицу стража, да еще и не исполняет обязанности по приему и распределению усопших. Принцессу же спрятала глава братства Незримых, колдунья, богиня всего таинственного Геката. Под ее надзором героиня росла, училась колдовству и готовилась к исполнению великого поручения. Разумеется, поручение это – свергнуть Кроноса, освободить семью и вернуть дом Аиду.


Распутье

Игровым хабом в продолжении служит Распутье. Пока титан занял дом Аида, где-то же нужно общаться с товарищами, улучшать оружие и гладить жабку.



Плененного дедом Ахиллес сменил великий стратег Одиссей. Таверна теперь на берегу озера, ну а капитан Скелемей на месте и все также просит отработать на нем несколько ударов.



Со всеми можно поговорить, улучшить отношения, сходить на рыбалку или искупаться в горячих источниках. Можно начать выращивать полезные растения.

Разработчики добавили огромное количество отсылок к первой части, которые точно понравятся фанатам первой части. Эрида, Морос, Немезида и многие другие – теперь «живые персонажи».

В нашем шатре живет беспокойная тень, разговор с которой вызовет улыбку.


Старые друзья, новые союзники и их подарки

Supergiant Games оставили базовую часть механики даров без изменений. Мы также получаем сообщение от родственников с горы Олимп улучшения для оружия. Встречаем друзей (их стало больше). Большая часть богов из первой части на месте. Добавили Геру, Гестию, Аполлона, Гефеста. Арес, Дионис, Афина заняты сражением с армией врага. Во второй части доступны 27 сувениров. В первой было 25. К релизу, надеюсь, добавят еще богов. Оставили двойные, легендарные дары и степени редкости.



У способностей теперь есть стихия. Земля, вода и так далее. Позволяет получать бонусы, если собирать билд одного «цвета». У многих богов добавили дары вида «собери 5 огненных даров, получи +100 здоровья/маны/улучши редкость». Не сказать, что сильно вносит изменение в игровой процесс, но позволяет отыгрывать моно-билды более эффективно.



На месте и испытания Скелли. Более кринжовые статуи сложно себе представить. Покажу только одну. Остальные не отстают.



На месте и испытания хаоса, который теперь оказывает больше влияния на игру. В его алтаре можно пройти испытания аспектов и получить ресурсы.



Старый каменный друг в Тартаре, на прежнем месте, но весьма сильно покрылся мхом. К сожалению, пока что он не дает благословений. Но скрашивает одиночество своего сокамерника.


Новые механики

Авторы решили не выпускать рескин первой части (к счастью), и поменяли основные механики. Основных изменений два. Рывок теперь один, больше не получится пропрыгивать всю локацию без остановки. Но появился спринт, обладающий очень спорной полезностью. И добавили ману. Атака, специальная атака и сигил могут ударить сильнее, если зажать соответствующую кнопку действия и потратить часть синей шкалы. В первых забегах маны будет постоянно не хватать. Разблокировав соответствующий аркан, вы получите и прибавку к ее количеству, и возможность пассивного восстановления. Выглядит свежо.



Изменения коснулись и механики постоянных усилений. Вместо Зеркала Ночи теперь Алтарь арканов, коих 25 штук. В Зеркале Ночи для каждого таланта была предусмотрена альтернативная версия. Арканы же можно активировать в любом порядке, однако у каждого есть своя цена – власть. Максимальный уровень власти – 30. Но открыть все арканы и максимальный уровень власти на первых порах затруднительно. Ресурсов не хватает.



У героини теперь может быть броня. Механика работает так же, как на противниках. Вторая шкала пропадает при снятии всей брони. Попадается не очень часто.

Мелких изменений и улучшений весьма много. Не вижу смысла описывать все. Сами увидите. 



Стало намного больше энкаунтеров. Если в первой части мы только изредка встречали Танатоса, выигранное соревнование с которым давало +25 к здоровью, то теперь нам может попасться Немезида, пари с которой может как прибавить, так и отнять золото. Геракл поможет быстро расправиться с врагами, а Артемида будет прикрывать нас из тени. На мой вкус, встречи с Немезидой больше раздражают, потому что на старте не хватает сил обойти ее, а ближе к эндгейму (насколько можно говорить о нем в раннем доступе), обыграть ее не составит труда, да и 100 монет погоды не сделают. Хочется отметить неприятную механику персонажей – появляться у Харона и покупать что-то из его ассортимента. Вроде и пауза, а нужно держать концентрацию. Проклятье Эриды в первых забегах выглядит совершенно неуместным. И так сил нет, а еще и дебаф вешается.

Переработали механику Зова. Теперь это заклятие. Пока что их выдает только Селена. Они весьма разнообразны и оказывают значительное влияние на забег. Заклятие привязывается к расходу маны. Благо способов ее пополнения более чем достаточно даже на старте игры.



Вместо хтонических спутников появились фамильяры. Сейчас можно открыть двух, еще 2 точно появятся позже. Действуют они совсем не так, как спутники из первой части. Обладают пассивными и активными умениями и больше не привязаны к числу использований. Спутников можно улучшать, что окажет достаточно сильный эффект на ваши прохождения.

Несмотря на спорность некоторых моментов, нововведения выглядят свежо.

Оружие и его воплощения

Мелиноя, как и ее брат, награждена различным божественным оружием, которое поможет ей сокрушить Кроноса. В арсенале имеется посох, кинжалы, череп, факелы и топор. На алтаре есть место для еще одного неизвестного оружия. Всё как в первой части. Собираем ресурсы, открываем новые аспекты, которые меняют механику и способности снаряжения. 



И здесь появляются первые проблемы интерфейса, которые, хочется верить, исправят к релизу. Интерфейс аспектов выглядит непонятным. Нельзя подойти к кинжалам, увидеть все их аспекты, улучшить их. Нужно подойти к кругу, выбрать пробуждение, найти, собственно, кинжалы и улучшить нужный аспект. Почему нельзя было сделать как в первой части – непонятно. Скрытых аспектов пока что не завезли. Думаю, к релизу появятся. Для улучшения нужно много ресурсов.



Разработчики обещают менять баланс аспектов, но я смог дойти до финала (в его текущем виде) со всеми разновидностями божественного оружия. Как и в первой части, что-то вам понравится больше, что-то меньше. К 60-му часу игры я с удовольствием стал использовать всё.

  • Посох завязан на использование усиленных атак. Но ведет себя как копье;
  • Кинжалы, ожидаемо, обладают бонусом к удару в спину;
  • Череп работает, как кровокамень из первой части;
  • Топор медленный и больно бьет;
  • Факелы же сочетают в себе лук и бомбомет.

Описывать механики аспектов я не вижу смысла. Скажу лишь, что есть некоторая схожесть с первой частью.

Игровой мир

Игра разделена на 2 части. Путь вниз и, внезапно, путь наверх. Вниз пойдешь – в Тартар попадешь, наверх – к горе Олимп. Разумеется, не сразу. Путь в дом Аида пролегает через Эреб, Океан и Поля Скорби. Иногда будем ненадолго забегать в Асфодель, что скорее сделано для ностальгии по первой части. Поверхность пока что не готова до конца. Представлены только 2 биома: город Эфира и флот Кроноса. Обещают добавить еще. На данный момент контента в сиквеле примерно в 2 раза больше, чем в первой части, и это заметно.



Врагов значительно переработали. Появилось больше чемпионов. Некоторые, например, фантом, могут доставить больше проблем, чем боссы, и остановить игрока в первых попытках. На мой взгляд, элитные противники слишком толстые. Часто бой с ними сводится к «пострадай пока снимешь броню, а потом попей чаю, пока добиваешь». Обычные враги стали более резкими. Добавили серии атак.

В конце каждого мира, разумеется, босс – хранитель.



Бои с ними мало отличаются от первой части. Арена, босс, миньоны. Убил, получил ресурсы, которые теперь падают каждый раз вне зависимости от уровня сложности. Тут сразу хочется отметить звуковое сопровождения. Композитор остался прежним. Музыка восхитительная. Послушайте боссфайт с Сиренами.




Выход на поверхность закрыт. Открыть его поможет заклинание, на которое нужно и ресурсов собрать, и договориться, чтобы тебе его дали. Я не засекал, сколько времени мне потребовалось, чтобы открыть проход, но это было не быстро. 

Как мы помним по первой части, семья Аида не может находиться на поверхности. Мелиноя в первых забегах по поверхности проживет всего несколько минут, за которые нужно успеть собрать ресурсы, требуемые для заклинания. Решение ужасное. Сходи наверх, умри, еще раз сходи, собери ростки, посади, вырасти, произнеси заклинание и… всё, проклятье снято. Мы можем ходить на поверхность сколь угодно много раз без вреда для здоровья. Сюжетный пропуск на поверхность выглядел бы намного более органично, учитывая, что связь есть. 

На поверхности мы встретим множество примечательных личностей. И сам Геракл, Икар, колдуньи Медея и Церцея, поборемся с ужасной Харибдой и поплывем к Олимпу. Как уже писал ранее, на поверхности представлено всего 2 биома и 2 босса, так что игра обрывается достаточно внезапно. Для сравнения: забег в тартар занимает у меня около 30 минут, по поверхности – всего 15. Однако в первой части весь мир проходился за 15–20 минут без особого труда. Контента стало действительно больше.



Пейзажи остались такими же живописными. На каждый мир можно взглянуть со смотровой площадки.


Гринд-гринд-гринд

В первой части ресурсов, которые оставались с нами после забега, было всего 7: тьма, ключи, драгоценные камни, нектар и 3 вида ресурсов с боссов. Во второй же я даже посчитать не смог. Одних растений, которые можно посадить на грядку – с десяток. Такое количество ресурсов очень сильно замедляет прогресс и не дает никаких плюсов в эндгейме. Со временем у вас запросто может скопиться несколько десятков единиц пшеницы, которую, вроде как, можно продать торговцу, только, скорее всего, кости вам уже не понадобятся. Для улучшения арканов нужна звездная пыль, которую либо можно заказать в волшебном сундуке и подождать 80 единиц игрового времени, либо очень медленно собирать. Кстати, про игровое время. Заклинания, грядка, доставка теперь привязаны к прохождению комнат. Прошел 80 комнат – получил свою доставку. Ускорить нельзя. Эдакие «тайм-гейты», которые ничего, кроме раздражения, не вызывают. Все, что в первой части открывалось после диалогов или событий, теперь нужно еще и крафтить. Кодекс – крафть. Информация о дарах? Крафть. Улучшение для питомца? Опять крафт и гринд. 

Предполагаю, что такое решение разработчики добавили, чтобы растянуть игру для тех, кто не планирует устраивать десятки забегов просто так, а добавить некоторый смысл.  Учитывая, что в первые десять часов ресурсов постоянно будет не хватать, негативный опыт вам обеспечен.

Появились инструменты, которые собирают ресурсы. Теперь к удочке добавились кирка, лопата и гипно…жаба. Удочка в первой части использовалась нечасто, разбавляла забег. Во второй же мы постоянно должны искать серебро, бронзу, корень мандрагоры и прочие-прочие ресурсы, которые даже запомнить не представляется возможным.

 К счастью, в первом патче убрали механику, которая позволяла собирать только те ресурсы, для которых предназначен ваш текущий инструмент. Некоторые ресурсы будут лежать без дела, потому что вам либо не нужен аспект, который они улучшают, либо вы уже все улучшили. Думаю, здесь стоит ждать значительных изменений. 

Картинка, производительность

Игра выполнена все в той же стилистике cell-shading. Мне показалось, что деталей в картинке стало больше. Но стиль первой части сохранен хорошо. Локации красивые, с ними хочется взаимодействовать.



Производительность на Steam Deck отличная. Я не заметил каких-либо просадок даже в боях с огромным числом эффектов. При этом консоль разряжается медленнее, чем при игре в Hades 1. 

В первой версии я встретил несколько неприятных багов, связанных с заклятием Селены. То героиня не двигается, то не видно, куда упадет метеор. Но разработчики весьма быстро их исправляют.