Для начала стоит прояснить, что я не то что не поклонник данной серии игр, я даже не слышал о ней до выхода King’s Bounty II (далее КВ2). Это мне в какой-то мере даже сыграло на руку, не придется сравнивать эту часть с Легендой о Рыцаре, как это делают другие. И даже обошлось без сравнений с Mass Effect 2.
На самом деле игра куплена спонтанно, баллы сгорали, а коллекционка была дешевой… Естественно я смотрел на нее обзоры, смотрел комментарии разработчиков и мои ожидания от игры были весьма занижены.
Очередное королевство снова в опасности
Нашего героя посадили в тюрьму за отравление короля. Потому что, с точки зрения обывателя, на королевском приеме некий мутный колдун появился из неоткуда назвав нашего героя «спаситель Нострии», а потом сразу же исчез и король пал. Причинно-следственные связи, как говорится.
Итак, игра стартует спустя пол года после описанных выше событий. Теперь у руля королевства стоит молодой принц Адриан, который нуждается в помощи протагониста. Он распоряжается чтобы нас отпустили, отдали шмотки, дали коня и воинов. Почему принц обращается к потенциальному убийце своего отца толком не объясняется.
В замке нам сразу озвучивают нашу основную задачу – разведать что случилось с Магофакторией Монпатри. По чьей вине произошла катастрофа и как это исправить нам предстоит выяснить в обмен на обещанную принцем Адрианом свободу. Нам разрешают действовать от имени короны, и отправляют в открытый мир.
Маг или Воин?
На выбор дается три героя: воин Айвар, маг Катарина и колхозница… кхм, паладин Эльза. Кроме красивой предыстории, где раскрывают почему наш герой оказался в центре событий, персонажи отличаются прописанными заранее навыками.
Но самое забавное, что Эльза, будучи где-то посередине между магом и воином, изначально предрасположена к добру. И в первом же квесте играя за Эльзу невозможно выбрать зло, потому что, цитата, «это не правильно». Маг и воин же предрасположены к Искусности и Силе соответственно, что никак не влияет на то какую сторону они будут принимать, но влияет на методы решения проблем.
Дерево прокачки делится на 4 направления: Порядку противопоставляется Анархия, а Искусности – Сила. Первый параметр Порядок/Анархия будет повышаться от принципов, собственно добро/зло. Второй параметр Искусность/Сила скейлится от методов, грубо говоря ум/сила. Как вы понимаете, нужно будет изначально взять курс и придерживаться его. В процессе игры не получиться изменить направление, ведь «это не правильно». Из выбранных путей развития и амуниции будут складываться характеристики героя и его влияние на армию.
Королевство без суеты
Первое, что бросается в глаза в открытом мире – скорость передвижения. Нам предстоит передвигаться либо на своих двоих, либо на коне. И тот, и другой способ ужасно медленный, так и помимо этого разработчики, будто насмехаясь, вместо бега добавили кнопку ходьбы.
Стоит отметить, что я играл уже после всех патчей, в которых должны были пофиксить и эту проблему, так что даже страшно представить, что там было на старте. В игре также предусмотрены точки быстрого перемещения в огромном количестве. Карта утыканы ими буквально везде. Расстояние между ближайшими точками настолько мало, что зачастую проще пешком пройти нежели ждать загрузку.
Мир игры относительно не большой. Несколько городов или деревень раскиданы настолько близко друг к другу, что постоянно что-то из этого находится в шаговой доступности. Мир игры даже можно назвать живым, кто-то что-то постоянно говорит на фоне, некоторые НПС уходят, некоторые приходят. В то же время некоторые персонажи, с которыми мы взаимодействовали еще в начале, обречены до конца игры говорить одно и то же до самого конца. Предполагаю, что действия игры, все эти 50 часов реального времени, проходят за один день. Смены дня и ночи нет, а небо – это растянутый JPEG…
За копейку удавится
У Вербовщиков можно пополнить ряды своей армии, хоть и удовольствие это не из дешевых. Я рекомендую сразу запоминать интересующих вас вербовщиков и их ассортимент, потому что на карте они никак не различимы. Иногда появляется сообщение в духе «У Рассала появились новые отряды», но черт побери, кто такой этот ваш Рассал? Было бы неплохо понимать где у кого что продается, а не бесцельно слоняться от одного вербовщика к другому.
Торговцев два вида: один поставляет снаряжение, другой – магические предметы. Сразу скажу, что скорее всего вы будете использовать их только как место продажи всякого хлама. Снаряжения по игре дают достаточно, чтобы не ходить голым, я за игру купил только 3 шмотки. Свитков и прочей магической шелухи также много раскидано по карте, за все время, играя за мага, купил лишь пару свитков.
Экономика в игре сломана напрочь. За задания дают смехотворные деньги, на которые даже псину не купишь, а золото за бои сливается там же для воскрешения юнитов. Хлам раскиданный по карте не приносит весомого дохода. Кстати пылесосить карту и не сложно, ведь стоит герою лишь пройти мимо сундука или свитка, как он сразу отобразиться на карте и будет висеть там пока ты не заберёшь его.
Хлама в игре очень много: всякие чайники, куклы, шкуры, ножницы, котлы, карты… Там столько всего, что занимает место и ожидает продажи. Инвентарь конечно безлимитный, но было бы неплохо иметь возможность скрывать весь хлам. Все это добро можно продать зажав лишь одну кнопку. Разработчики сами придумали проблему и сами же дали костыль для ее решения.
Последний писк моды
Как я уже говорил, в игре будет попадаться куча вещей. Количество это конечно хорошо, но больше половины находок откровенный хлам, а с броней и оружием поинтереснее творятся какие-то чудеса. Зачем-то у первого же продавца в игре дают посмотреть на лучшую легендарную броню, которая стоит астрономических денег. Я не преувеличиваю, это и вправду самая лучшая броня в игре, но купить ее практически нереально даже на половине своего пути в KB2.
В игре есть сеты брони, которые дают бонусы к характеристикам персонажа, но и тут не без проблем. Пока соберешь все предметы сета, он уже будет не актуальным, а промежуточных бонусов, к примеру за 2/4 или 4/6, в игре не предусмотрено. Помимо этого создателям будто не хватило фантазии, поэтому в игре встречаются сеты, которые не считаются сетами.
Собрал перчатки графини, пояс графини и так далее – молодец, теперь у тебя образ графини, но это не сет. Также в игре присутствуют специфичные наборы одежды, которые не для битвы, а дают возможность выгодно торговать. К сожалению в инвентаре не предусмотрена никакая сортировка экипировки, поэтому я не пользовался этими сетами.
За игру гарантированно дается один легендарный сет брони Максимилиана, за выполнения испытаний Прорицателя. Эта броня рассчитана на воина, соответственно тем кто играет за мага она не нужна. Почему нельзя было выдавать сет брони соответствующий классу персонажа? Его конечно можно продать, но цена продажи преступно мала. Не забываем про сломанную экономику.
Ну и наконец моя личная боль. Ближе к концу игры я обнаружил, что почти собрал легендарный сет брони Сангвина (5/6 предметов). Все побочки были выполнены, карта прочесана вдоль и поперек – заветного пояса нет. Пошел проверять торговцев – пусто.
Проблема в том, что за выполнение квестов рандомно выдают легендарный предмет экипировки! Причем игроку заранее не говорят, какая награда их ждет. Усугубляет данную ситуацию то, что эти шмотки нельзя будет где-то найти или купить в будущем. Я уже никак не смог бы собрать заветный сет при всем желании. Решение этой проблемы весьма забавное – сохраняться перед сдачей почти каждого квеста и перезагружаться если вдруг выпала не та вещь. Ведь можно было добавить банально выбор награды.
Это осилит лишь герой
Квесты в игре сводятся к принеси-подай, тупым головоломкам и битвам, а также их комбинации. Дополнительным активностям не нашлось места, хотя на гонки на местных скакунах я бы посмотрел. Задания типа «принеси-подай» всем знакомы и уже надоели, поэтому не будем заострять внимание. Головоломки очень простые. Чаще всего это будет что-то в духе «нажми в правильном порядке». Я один раз споткнулся о загадку, только потому, что был большего мнения о разработчиках. Зря наверное так говорю, ведь разработчики точно не без юмора.
В конце игры, как апогей всех квестов King’s Bounty II, нужно помочь магам раздобыть печати: один просит сходить и принести печать, второй просит пройти головоломку, а третий… Верно, третий просит доказать силу и пройти битву.
Ещё в игре есть пара заданий на поиск. На дворе такое время, когда многие оказуаливают все что надо и не надо. Как итог, в KB2 в этих заданиях вам либо сразу на карте отмечают то, что нужно «найти», либо иконка загорается как только вы подходите к искомому предмету.
Где-то я вас уже видел
Большинство НПС скучные, плохо прописаны, с историями уровня «Это Артем, он плохой парень». Даже героев основного сюжета не пытаются раскрыть. Есть Дюпон, один из немногих персонажей, которых я запомнил, сумасшедший злодей, местный Джокер. Он очень харизматичный и интересный дядька, но его нелепо выкидывают из сюжета. Никто не расскажет как он докатился до такой жизни, какие у него секреты, кем он был на самом деле.
Сценаристы явно старались преподносить каждую историю, каждый сайд квест как что-то интересное, показать мотивацию персонажей и так далее, но получилось все скомкано. Диалоги в игре это куча бесполезной и скучной воды + пара слов о задании, приправленные кучей штампов. Это быстро надоедает. К середине игры уже начинаешь быстренько оглядывать глазами субтитры, чтобы уловить суть задания. В игре очень хорошая озвучка, ее приятно слушать и жаль, что из-за второсортных историй приходиться ее пропускать. Помимо этого лицевые анимации сделаны посредственно, а иногда даже пугающе странно. Да и в самих лицах есть проблемы.
Дизайны главных персонажей отличаются, но очень быстро замечаешь, что у многих второстепенных лица одинаковые. Больше всего эта проблема заметна на женских персонажах. По сюжету приходится взаимодействовать с разбойницей, крестьянкой, графиней, ведьмой – у всех одно лицо. Мужики более разнообразны, ведь им можно нацепить усы или бороду, а может и шрам какой пририсовать.
Люди, дворфы, драконы
В КВ2 предусмотрено много отрядов, которые отличаются предрасположенностью к идеалам. Задача игрока собрать такую армию, чтобы в ней все могли ужиться. От боевого духу армии зависит будет ли у отряда возможность сходить дважды или же наоборот, отряд будет пропускать ходы.
Как по мне, это скорее выглядит как искусственное ограничение, потому уже к середине игры будет возможность улучшать боевой дух шмотками, свитками и навыками. Разделение отрядов местами нелогичное: боевые маги – Порядок, скелеты и призраки, которые обычно дело рук некроманта – Анархия, а горгульи, которых делали специально для войны – Искусность.
По мере прохождения будут открываться новые отряды, какие-то по сюжету, какие-то за выполнение определенных сайд квестов. Мощные отряды поставляются в ограниченном количестве, пока не появляется более мощный класс. Не переживайте, перед финальным боем все равно дадут возможность нанять кого угодно, даже тех кого вы не открыли. Помимо этого у каждого вида юнита есть ранг, который прокачивается если отряд выжил в бою. С каждым новым рангом немного повышаются характеристики, и меняется картинка отряда в меню армии.
Юниты вам могут перепасть и в награду за выполнение задания или использование соответствующего свитка. Как минимум половина из этих бравых воинов будет не нужна. Их нельзя ни продать, ни выгнать, можно только утилизировать в бою, если у вас куча свободного времени. У меня же они занимали место на экране вплоть до конца игры.
Удачи в бою
Бои пошаговые, в духе каких-нибудь героев. В настройках можно менять скорость боя и включить динамическую камеру, которая в половине случаев не работает. Хотелось бы еще видеть таймлайн битвы, как это сделано в тех же пятых героях, но приходиться самому вглядываться кто за кем ходит.
Бои на самом деле весёлые и в них интересно, пока не вмешивается рандом. Проблемы начинаются уже на экране перед боем. Сверху написан уровень опасности противника, который не соответствует действительности. Там может быть сказано «Противник немного сильнее», но бой начинается и враг первым же ходом сносит 80% моей армии. В то же время, когда остается буквально один путь для продолжения игры, ставят смертоносных или даже непобедимых противников, которых можно уничтожить в два счета.
Переигрывать бои обычная практика для KB2. Проиграть нельзя, ведь отряды дорогие и скорее всего у вас просто не хватит денег на новую армию. К тому же, если проиграть пару боев и не иметь привычку сохраняться вручную, то игру вообще можно сделать непроходимой на любом этапе… Разработчики наверняка сами понимают, что игрок не захочет терять свои войска, но после поражения вас выкидывают в мир, не предложив переиграть бой.
Часто возникали ситуации, когда у меня лучшее снаряжение и самые мощные войска, но приходится раз за разом идти в бой, пока Бог рандома не встанет на мою сторону. Судя по отзывам, многие бросали игру из-за непроходимых боев, но получается, что им просто не везло.
В открытом мире встречаются испытания Прорицателя, которые представляет собой битву за одного из великих героев Нострии и его армии. В теории звучит круто, испытывают только нашего внутреннего стратега, но по факту опять вмешивается чертов рандом. Одно из испытаний я смог пройти раза с десятого только потому, что моему дракону везло и он каждый раз делал по два хода.
Когда научитесь портировать игры?
Технические проблемы у игры наблюдаются на всех платформах. Встречаются как мелкие баги: графически артефакты, звуковые, технический текст, так и посерьезнее – застревания в текстурах, сломанные анимации.
Я проходил игру на Nintendo Switch и безусловно это самая плохая версия. Встречает игрока очень мыльная картинка. Выглядит как типичная индюшатина на unity от какого-то ноунейм разработчика. Везде постоянные просадки фпс. Ну и самое ужасное – вылеты. Чем дальше проходишь игру, тем чаще она вылетает. Я несколько раз забывал сохраняться вручную и приходилось переигрывать. Порой из-за вылетов возникало желание оставить игру до лучших времен.
Буквально на днях вышел второй крупный апдейт для КВ2, пока только на ПК. Большая часть исправлений направлены на технические проблемы и упрощение боев. Разработчики двигаются в верном направлении.
К сожалению, на Switch навряд ли уже исправят все технические огрехи, в описания патча для гибрида выделено только «Уменьшено количество тумана на Nintendo Switch».
А что в итоге?
Оценка игры на Metacritic 57-73, в зависимости от платформы. Учитывая в каком состоянии игра, я солидарен с критиками и поставил бы проекту 6.5/10. Большая часть моего текста посвящена проблемам КВ2 и я озвучил далеко не все, многое пришлось удалить, чтобы сократить и без того длинный текст. Для кого-то оценка справедливо покажется завышенной, но я попробую объяснится.
Первые 10 часов игры для меня были стадией привыкания. Удерживала внимание игра благодаря боями, озвучке и тем, что впервые за долгое время я держал в руках игру от российских разработчиков.
Следующие двадцать часов были стадией принятия и экспериментов. Я уже будто прочувствовал игру, разделив ее на два направления – бои и открытый мир. К картинке глаз уже подпривык, фпс тоже не доставлял дискомфорта. В открытом мире все так медленно, ходишь от точки к точке и релаксируешь, собираешь мусор по пути. Такой расслабляющий процесс, чтобы разгрузиться и на автомате что-то делать, освободив голову от всяких мыслей. Бои стали еще интереснее, и появилась возможность поэкспериментировать с армией. Это были лучшие часы в игре.
И оставшиеся 20 часов, прошли с мыслью «скоро это должно закончиться». Большинство проблем вскрылись именно на этом этапе, а некоторые из них расцвели пуще прежнего и заиграли новыми красками.
Понятно, что сюжет уже не переписать, но потенциал есть. Если разработчики пофиксят все технические и геймплейные проблемы, то и оценка у нее выйдет из красной и даже желтой зон. Возможно, наступит тот день, когда можно будет смело сказать, что эта игра «норм!». Тогда я с радостью пройду игру еще раз воином-анархистом.
Комментарии