Быть успешной серией с долгой историей невероятно трудно. Разработчикам приходится сидеть сразу на двух стульях – пытаться осовременить механики, сделавшие игры популярными, и не вызвать гнев фанатов серии, которые одновременно и за традиционный геймплей, и за разнообразие. Однообразие ведёт к стагнации и потере популярности, а резкие радикальные изменения могут спровоцировать жуткую ненависть, если эти нововведения окажутся неудачными.
Франшиза Pokemon в этом плане достаточно консервативная. Да, новые механики вводятся, но зачастую они не уходят дальше одной части. Да, Game Freak пытаются разнообразить основной геймплей, но, судя по отзывам фанатов, выходит это через раз. Но Pokemon Legends: Arceus же оказалась более радикальной частью. При этом она вроде бы и не спин-офф, но и классической частью серии её не позиционируют. Тем интересней посмотреть, что получилось в итоге, даже если сам не фанат прошлых классических частей.
Отголоски прошлой эпохи
Сразу же хочу закрыть тему с графикой Arceus, а заодно и с самой главной проблемой игры: нет, всё не настолько плохо, как кажется. Но это всё ещё довольно плохо. Я могу понять и принять тот факт, что Nintendo Switch мощностью не отличается. И так же я могу признать тот факт, что здесь условно-открытый мир с широкими просторами, а значит с картинкой особо не разгуляешься. Но я никогда не смирюсь с вопиющей мыльностью местных текстур при существующей на этой же платформе The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Ситуация с Arceus, на самом деле, парадоксальная. Игра выглядит на уровне какой-нибудь The Good Life, но при этом ощущается достаточно проработанной в плане анимаций и мелких деталей, что создаёт сильный диссонанс. Неужели было так трудно накинуть cel-shading’а, намазать жирную чёрную тушь на границы объектов, не сжимать текстуры до такой степени, что в них кажется можно увидеть артефакты .jpg? И я бы так не придирался к картинке, не будь часть элементов достаточно чёткой с подчёркнутыми линиями, а другая часть как будто сворована с игр для PlayStation 3. Причём не то, что в пределах одной сцены, а даже на одной модельке персонажа.
Исключительно из-за этого игра кажется ленивой дешёвой поделкой для паразитирования на франшизе. Причиной, по которой не фанаты серии, на которых в том числе игра и рассчитана, просто пройдут мимо. Это печально, потому что в полноценные минусы Arceus я могу записать только графику. И это при, как обычно, отличном дизайне всего в игре и качественной постановке, впечатление от которых убиваются ужасным мылом на текстурах. Конечно, с дивана или в портативе не всегда видно. Жаль, что я играл перед монитором и наблюдал всё это на расстоянии вытянутой руки.
Дивный открытый мир
Но, как известно, графика в играх не главное. Важен геймплей. И, как оказалось, формула покемонов практически бессмертная. Только, в отличие от предыдущих частей, здесь Game Freak решили её переработать. Эксперимент оказался не такой радикальный, как у Yakuza: Like a Dragon, но всё равно очень любопытный.
В обзоре New Pokemon Snap я писал, что никогда не играл в основные части серии, но не упомянул почему, – я терпеть не могу JRPG. И между New Pokemon Snap и Pokemon Legends: Arceus я решил немного наверстать упущенное знакомством с Pokemon: Let’s Go, Eevee, вольным оказуаленном римейке самых первых покемонов, и с седьмым поколением серии покемонов – Pokemon Ultra Sun. Хоть и понял, что оно явно не для меня, примерное понимание о механиках серии и как изменилась формула покемонов в Arceus я получил.
Начать стоит с того, что теперь у нас псевдо-открытый мир с явными переходами между большими зонами. На фоне, пусть и просторных, но линейных, коридоров и не очень запутанных лабиринтов такой подход выглядит выигрышно. Хотя бы потому, что теперь поиск покемонов на местности больше походит на настоящую ловлю диких животных, а не поход в супермаркет, в котором еда почему-то огрызается и хочет от тебя сбежать.
Куда динамичней стала и сама механика ловли. В отличие от классической с ослаблением диких покемонов через насилие и уж тем более в отличие от гиммикового и почти не работающего метания джойкона в телевизор из Let’s Go, Arceus предлагает гибридный подход. Подкрался в кустах к ничего не подозревающей зверушке, замахнулся покеболлом, постарался попасть по ней и либо получил нового покемона в коллекцию, либо, в случае попытки побега, дополнительно умиротворил его классическим методом. Стоит ли говорить, что сам стелс в траве с попытками не спугнуть ничего не подозревающее существо добавляет погружения и дополнительно стимулирует инстинкт охотника.
Жаль, что ощущение “живого мира” в сделку не входит. Покемоны, конечно, ходят по окрестностям и делают свои покемонские дела вроде еды, сна и крика на посторонних, например игрока, но экосистемы даже и близко нет, равно как и интересных мест на карте. Все поля открытого мира состоят из ареалов обитания зверушек и раскиданных тут и там ингредиентов для различных расходников. Изредка появляются точки интереса, но обычно по ним ведёт основной квест. Также стоит упомянуть “пространственно-временные разрывы”, которые, как я понял, повторяют аналогичную механику из Pokemon Sword/Shield, когда в случайной зоне начинают появляться редкие и сильные покемоны.
К счастью, хоть в открытом мире делать особо нечего кроме сбора покемонов на заполнение покедекса, его можно легко и быстро пересекать. Для этого довольно быстро дают “транспорт”, позволяющий с ветерком курсировать между ареалами, да фаст-тревел, чтобы не тащиться до лагеря через всю карту. А ещё чуть позже транспорт станет даже чересчур разнообразным и начнёт довольно сильно влиять на способы поиска и ловли покемонов.
Выживает сильнейший
Также относительно классических частей серии немного изменилась боевая система. Если раньше это была классическая пошаговая боёвка, во время которой в свой ход можно было пойти заварить чай, то теперь всё происходит в реальном времени, пусть и всё ещё пошагово. Несмотря на то, что по факту особо ничего не изменилось (покемоны всё так же бьют друг друга по очереди, а иногда и несколько раз подряд), в Arceus сражения ощущаются намного более динамичными. И, самое главное, происходят не на отдельной арене, а прямо в открытом мире без перехода, из-за чего не редкость стычки “1 против 4”.
Из действительно полезных изменений хочется отметить тот факт, что теперь смена своего бойца и применение предметов не приводят к потере инициативы. Вместе с появившейся возможностью в реальном времени оценить эффективность ударов в ростере пропадает необходимость постоянно держать открытой вики по покемонам или запоминать по какому типу какой приём проходит. Хотя фишка со свободным перемещением игрока по полю боя кажется лишней. Да, можно героически прыгнуть под вражеский удар, но зачастую он всё равно попадёт по своему покемону.
В качестве дополнительной фишки вроде Гигантомакса из Sword/Shield в Arceus присутствуют альфа-версии покемонов. Отличаются они повышенными характеристиками, размером и особой злобностью по отношению к игроку, представляя собой мини-боссов ареалов. По сути, как только появляется возможность получить такого по уровню, то необходимость в остальных покемонах этого типа отпадает. Если, конечно, победить и захватить. Но поначалу придётся очень быстро убегать от них или очень хорошо прятаться.
Помимо альфа-покемонов, выполняющих роль мини-боссов, есть и полноценные сюжетные боссы. Что интересно, бои с ними проходят в основном в реальном времени за самого персонажа, а жанр игры резко меняется на souls-like, судя по количеству перекатов в минуту. И если первые боссы в основном безвредные, то на последнем Arceus в очередной раз резко меняет жанр, в этот раз на bullet hell.
Также хотелось бы отметить достаточно серьёзное изменение геймплея – практически полное отсутствие других тренеров. Если нужно прокачаться, то вперёд – бить обычных диких покемонов. Все бои с другими покемон-мастерами в игре строго заскриптованы по сюжету. Не то, что бы они мне нравились в тех частях, что я пробовал, но удар по разнообразию активностей нанесён.
С другой стороны, бои с дикими покемонами оказались сбалансированы достаточно интересным образом. Так как далеко не всегда нужно убить врага, а ослабить и кинуть в него шаром, потратив ход, приходится точно выверять свои действия и ставить таких бойцов, которые сами не улетят обратно в шар с одного удара от пропущенной фазы атаки. В том числе для этого появились стили атаки, помимо обычного – сильный и гибкий. Но на деле это “ударить больно и получить по себе минимум один раз” и “ударить послабей, но получить приоритет в ротации”.
Вместе с этим я обратил внимание на любопытный момент: если в классических частях (по крайней мере тех, что я пробовал сам) стартовый покемон становится оружием массового уничтожения и ваншотает всех с одного удара, то в Arceus можно с чистой совестью закинуть его в багаж и брать ростер с расчётом на баланс стихий. И при этом как свои покемоны могут ставить ваншоты, особенно при разнице в уровнях, так и вражеские могут ваншотить по игроку, даже порой без разницы в уровне. Game Freak явно пересеклись в баре с другой студией, делающей своих покемонов, – Atlus – и по ходу дела подрезали часть идей из Shin Megami Tensei. Не знаю так это или нет, но играть в Arceus было намного приятней, чем в классические части Pokemon.
Вперёд в прошлое
И напоследок о том, что у меня критиковать никак не выходит, – стиль и антураж игры. Game Freak в Arceus решили не просто сделать новый регион, но ещё и поместили его в прошлое мира Pokemon, дав возможность увидеть, как вообще появились первые покемон-мастеры. И я не знаю кому пришла в голову идея сделать из сюжета исекай со смартфоном, но, как виабу, я смеялся очень долго.
Однако такой ход неожиданно работает на повествовании. Протагонист попадает из времени, где ловить покемонов в шары норма, в эпоху, когда это всё только начинает зарождаться. Вместе с этим любопытно наблюдать, как реагируют на такой достаточно варварский метод приручения животных люди, которые отродясь живут в мире и гармонии с дикими покемонами, на равных. Правда, социальный комментарий особо далеко не уходит от “Тебе самому не стыдно запихивать живых существ в тесные шары?”. С другой стороны, я в игры Nintendo играю не для того, чтобы грузиться на сложные темы. Да и сюжет в итоге стандартный для серии про дружбу и превозмогание.
Визуальный стиль, если не считать ужасного качества текстуры, как всегда на высоте. Game Freak отточили свой почерк настолько, что все персонажи у них как минимум с запоминающейся внешностью. В принципе, по спонтанным валам арта на Pixiv и в твиттере можно судить о том, что на этом фронте всё без перемен.
Не отстают и дизайн окружения вместе с музыкальным сопровождением. Пейзажи, несмотря на бедность в деталях, порой потрясающе красивые, а саундтрек с первых нот с филигранной точностью настраивает на правильное настроение. Выйди Arceus на консоли с железом помощней и в техническом исполнении получше, я бы сказал, что в этом мире хочется жить. Как по мне, самая лестная похвала дизайнерам.
Хотя в итоге в мир Arceus я практически поселился. Пусть и поначалу к покемонам относился относительно скептично, когда в свой выходной сел поиграть немножко с утра, а оторвался только ближе к пяти вечера, потому что проголодался, я полностью понял, почему части серии настолько популярны. Даже без дополнительных механик вроде разведения покемонов или пвп, Pokemon Legends: Arceus буквально топит игрока с головой в своей медитативности и буквально не даёт выбраться. Мне просто хотелось во что бы то ни стало исследовать этот мир, увидеть всех покемонов, экспериментировать со скиллами и типами, ловить альфа-покемонов по стелсу. Собрать их всех в конце-концов. Это буквально первая за долгое время игра, во время прохождения которой я не мог по своей воле отложить геймпад в сторону и заняться чем-то ещё. И это даже страшно.
Pokemon Legends: Arceus попадает в ловушку своей не самой удачной подачи. Если бы не именитая франшиза с кучей фанатов по всему миру, то более чем уверен, что на неё никто не обратил бы внимания. И это при том, что игра-то на самом деле потрясающе затягивающая как геймплеем, так и атмосферой древней Японии. Пусть и не без нюансов, но такие покемоны мне по душе. Только, Game Freak, пожалуйста, с вашими-то прибылями от каждой части можно было бы и вложиться получше в техническую часть, не отмахиваясь словами “И так купят”.
Комментарии