«Петля времени» (временная петля) – это зацикленное действие, цикл которого начинается из прошлого или будущего времени.
Завязка сюжета, в которой герою приходится проживать один и тот же промежуток времени, каждый раз начиная всё сначала, является излюбленным приёмом, особенно в научно-фантастических сценариях.
Вспомним основоположника понятия «День сурка», а именно, одноименный фильм 1993 года. Герой прибывает в небольшой городок, после чего время останавливается и он вынужден постоянно переживать один и тот же день.
Нечто схожее было в фильме «Исходный Код», где герою предстояло пережить катастрофу, а прервать петлю времени можно было лишь выполнив определённые действия.
Естественно, нельзя не упомянуть само собой напрашивающуюся кинокартину «Грань Будущего», в которой герой столкнулся с нашествием странных тварей именуемых Мимиками. И да, он застрял в петле времени, которая перезапускается после его смерти.
У всех них есть нечто общее с новым творением финской студии Housemarque и Sony под названием Returnal. Герои в них переживают один и тот же промежуток времени с повторяющимися событиями снова и снова.
Примечательно то, что герои прогрессируют с каждым перезапуском, ведь они помнят о произошедших ранее событиях. Можно ли назвать подобное безумием? Несомненно!
Как вы уже догадались, вы на страницах ZEFGame.ru, речь сегодня пойдёт про неизведанную планету Атропос, астронавта по имени Селена и… жуткий звук за спиной.
Как вы уже догадались, вы на страницах ZEFGame.ru, речь сегодня пойдёт про неизведанную планету Атропос, исследователя по имени Селена и… временную петлю, в которую попала героиня.
Последствия парадокса
Сюжет Returnal имеет в своей основе так называемый «День Сурка». Главная героиня, а по совместительству астронавт-исследователь по имени Селена принимает сигнал бедствия с некой планеты Атропос.
Ввиду непредвиденных обстоятельств, её корабль терпит крушение. С этого и начинается путешествие героини по следам таинственной «Белой Тени».
Ключевая задача — узнать о сигнале, из-за которого героиня и попала на таинственную планету, а также попытаться выбраться с неё. Всё бы ничего, если бы не одна неприятная особенность мира, о которой Селена узнаёт после крушения.
Дело в том, что героиня попала в петлю времени, поэтому попыток найти источник сигнала и выбраться с Атропоса у неё будет предостаточно. К слову, катализатором перезапуска петли является смерть Селены.
Как я и писал выше, идея с использованием временной петли не нова и не считается новаторской, однако именно в Returnal она раскрывается с новой стороны. Разработчики приправили её греческой мифологией и постоянно к ней отсылают в рамках рассказа истории.
Примечательно, что смерть в Returnal не является раздражителем и не заставляет игрока закрывать игру в порывах нервного приступа, смерть здесь является чередой ошибок игрока, а каждый перезапуск средством избежать их в дальнейшем.
Всего игрокам предстоит побывать в шести полноценных локациях, которые таят в себе секреты некогда существовавшей на планете цивилизации и временного парадокса. Кроме того, исследование локаций подразумевает, что в каждой из них игроку необходимо выполнить череду сюжетных действий.
Может показаться, что с учётом жанра продвинуться по сюжету почти невозможно, однако это не так. Выполнив определенные задания в одном биоме, игрок открывает другой, а вместе с этим и короткий путь к последнему.
Жанровая парадигма
Определившись с жанром, игроку станет в разы проще воспринимать Returnal именно тем, чем игра по факту и является. Это не классический экшен от третьего лица в sci-fi сеттинге, это не хоррор (хотя иногда она способна напугать), это не адвенчура в прямом понимании жанра.
Поэтому давайте сразу определимся, что Returnal – это ничто иное как экшен-метроидвания с базовым набором правил роуглайта.
Последнему, по традиции, присущи такие понятия как: процедурная генерация, перманентная смерть и прогрессия.
И да, всё это аккуратно приправлено динамичными сражениями в стиле игр bullet hell, более известных нам по временам молодости и аркадных автоматов.
У игры есть начало, у игры есть финал, именно поэтому структурно она больше похожа на высокооцененный роуглайт Hades или близкий по сеттингу The Persistence.
По аналогии с примерами, стоит отметить, что в большинстве подобных проектах есть некий хаб. В Returnal роль безопасного островка на неизвестной планете играет разрушенный корабль. Возвращаться в хаб предстоит после каждой смерти, именно с этого стартует каждый забег.
На корабле можно посмотреть общий прогресс прохождения, ознакомиться с сюжетными записями на терминале, запустить ежедневное испытание и, что самое неожиданное, поспать. Выспавшись и подготовившись к главной миссии, можно выходить наружу, в этот опасный и пугающий мир.
Путь к спасению
Каждая вылазка в Returnal представляет собой исследование определенной части планеты. Здесь игроки столкнутся с множеством элементов метроидвании. Дело в том, что в некоторые участки локации невозможно попасть без специального снаряжения.
Необходимое снаряжение можно найти по ходу сюжета и оно сохраняется после смерти героини. К снаряжению относится крюк-кошка, которая позволит забираться в ранее недоступные места или клинок, им можно не только уничтожить защитный барьер мешающий пройти, но и врага в ближнем бою. Есть ещё несколько, но говорить о них мы не будем, ограничимся тем, что и так было известно. Оставлю право первооткрывателя за вами.
Отмечу, что часть снаряжения меняет обычное представление о сражениях в игре, в какой-то момент демонстрируя более вертикальный геймплей в схватках.
Во время забегов героине будут доступны различные расходники и артефакты, которые можно будет найти на локации или создать при помощи установленных на планете фабрикаторов.
Расходников много, каждый из них по своему полезен, к примеру, какие-то восстанавливают здоровье, какие-то создают щит на несколько ударов, а некоторые либо улучшают характеристики героини (будь то повышенный наносимый урон, улучшенный ремонт, вампиризм), либо наносят прямой урон по врагу. Примечательно, что с собой героиня может брать до трёх расходников разного типа, но, если они одного типа, то никто не запрещает взять больше.
Помимо прочего, в рамках забегов игрокам будут встречаться различные предметы. Смола — восстанавливает часть здоровья, оболиты — местная валюта для создания предметов в фабрикаторе, сундуки с оружием и расходниками.
Кроме того, смола может увеличить прочность скафандра за счёт использования её с полными жизненными показателями.
Так же в Returnal не обошлось без артефактов и они куда более интересные, потому что некоторые напрямую влияют не только на снаряжение, но и на героиню. Самый первый артефакт, который, вероятно, найдут игроки будет фигурка Астронавта. Данный артефакт даёт игроку второй шанс и возрождает его после смерти на том же месте.
Какие-то из артефактов позволяют наносить повышенный урон при сбое скафандра, некоторые повышают шанс уничтожить щит врага обычным выстрелом.
Есть даже артефакты, которые улучшают те или иные параметры Селены в зависимости от количества паразитов на её теле, и в этом кроется ещё одна особенность игры.
Дело в том, что на неизвестной и таинственной планете не все существа жаждут убить Селену. Исследуя локации, игроки обнаружат так называемых паразитов, которых можно, а чаще всего нужно устанавливать в скафандр.
Паразиты примечательны тем, что улучшают определённые параметры героини и одновременно их ухудшают. К примеру, один может спасти от смертельного удара ценной усиленного сбоя в скафандре, второй может начать ремонт скафандра при критическом уровне здоровья, а третий повысит шанс повторного использования одноразового расходника, но при этом усугубит будущий сбой скафандра.
Сбой — это ничто иное, как негативное воздействие на героиню в виде пониженного урона, снижения защиты. Его вызывают как паразиты, так и проклятые сундуки с предметами. Благо, сбои можно снять при помощи расходников или выполнения дополнительных задач (открыть два сундука, создать предмет и так далее). Заботливые разработчики вывели условия на интерфейс, поэтому разобраться со сбоем не составит труда.
Кроме того, в связи с тем, что Returnal имеет корни роуглайт, наверное не стоит писать о том, что все найденные предметы помимо снаряжения и ресурса под названием «Эфир» в забегах, будут уничтожены после смерти героини.
Эфир, найденный на локациях, остаётся с героиней даже после смерти и необходим для активации устройств на планете и снятия проклятий с предметов, а также сундуков.
Дело в том, что на Атропосе некогда жила и процветала неизвестная цивилизация «Когнитов», которые оставили после себя различные устройства. Фабрикатор – лишь одно из них, на локациях можно найти устройство данных, куда вставляются специальные кубы и открывают новые предметы. Например, можно обнаружить разовые устройства для улучшения прочности скафандра, повышения урона.
Самым запоминающимся будет реконструктор, устройство работает как некий чекпоинт, активировав его, после смерти Селена возродится не на корабле, а возле него.
Но и это ещё не всё. На локациях можно повстречать комнаты отдыха, в которых можно перевести дух и восстановить прочность скафандра.
Отдых — это конечно хорошо, однако на планете в рамках различных биомов существуют комнаты испытаний, в которых при должной сноровке и быстроте реакции можно найти довольно ценные предметы.
Разновидностей комнат испытаний несколько. Это может быть комната, напичканная местной охранной системой в виде хаотично движущихся лазеров или куда более серьезная комната с несколькими волнами противников. Последние примечательны тем, что в них игроку может повстречаться какой-нибудь весьма эффективный предмет или оружие.
К слову, чтобы не потеряться в местами запутанных локациях, в распоряжении игрока будет карта, мини-версия которой постоянно присутствует на экране.
Исследуя локации игрок будет больше узнавать о планете, предшествующих событиях и забытой цивилизации «Когнитов» при помощи неких пьедесталов с местными письменами и аудиодневников с трупов Селены. Для активации пьедесталов необходимо изучить местный язык, игроку в этом помогут найденные на стенах в различных биомах символы.
Плюсом ко всему, игроку будут встречаться предметы, существование которых невозможно на этой планете, к примеру, дом главной героини.
К слову о доме, стоит отметить, что если вы по какой-то причине пропустили в своё время нашумевшую демоверсию Silent Hills под названием P.T., самое время наверстать упущенное.
Отдельно стоит отметить реакцию Селены на происходящее, она живо реагирует на всё с чем встречается. Первая встреча с паразитом позволяет прочувствовать страх героини перед неизведанным, а каждое найденное снаряжение героиня непременно захочет испытать в полевых условиях. После проверки ещё и подтвердит, что системы в норме, снаряжение работает.
По факту, это никак не влияет на геймплей, однако неимоверно погружает в атмосферу. Вы здесь первооткрыватель, поэтому учиться придётся лишь на своих ошибках.
Протекая с постоянной скоростью
Больше всего наблюдая трейлеры игры, меня смущало то, как выглядят элементы bullet hell в столь мрачном сеттинге. Знаете, я предполагал, что возможно, подобный контраст напрочь убьёт таинственную, столь интригующую атмосферу игры, в которую хочется и получается погрузиться с головой.
К счастью, переживания улетучились сами собой после того, как я начал прохождение игры и на то, есть свои причины.
Во-первых, они гармонично смотрятся, несмотря на то, что большинство из элементов представляют собой сгустки энергии кислотных цветов. В сражениях попросту перестаёшь приравнивать их к элементам работающим на атмосферу. Наоборот, понимаешь и принимаешь, что сделано это с целью сфокусировать внимание игрока на динамичных схватках.
Во-вторых, сделай разработчики их более реалистичными и вы бы умирали в игре в десятки раз чаще.
Говоря о сражениях, стоит сделать акцент на том, что в Returnal действительно весело стрелять. И в этом не было сомнений, если посмотреть на послужной список разработчиков, то можно с уверенностью заявить, они на аркадном геймплее собаку съели.
Чаще всего, сражения проходят на небольших аренах. Примечательно, что большинство комнат многоуровневые, а поэтому в динамике придётся много маневрировать и вообще, движение в игре — жизнь. Отсидеться не получится из-за разных типов врагов, которые норовят зайти за спину и подлететь поближе.
Селена неплохо владеет как оружием дальнего боя, так и ближнего, а также умеет уклоняться от летящих со всех сторон снарядов и лазеров при помощи рывка. В довесок, у неё есть небольшой джетпак для прыжков, а по сюжету появится крюк-кошка которая позволит двигаться по арене в разы быстрее.
Каждое сражение представляет собой проверку на рефлексы игрока. Просто представьте, как в вас со всех сторон летят цветные сферы, кто-то сверху целится лазером, а судя по звуку один из врагов бежит в лобовую атаку у вас за спиной.
Среагировать на каждого – вот главная задача для игрока. Во время стычек важно понять, кого из противников убить в первую очередь, а кого оставить на закуску. При этом, необходимо постоянно двигаться и правильно подбирать оружие, ведь носить с собой можно только одну пушку.
Видов оружия в игре хватает, тут вам и плазменные и автоматические винтовки, и даже органические виды стреляющие гнилью. Есть даже оружие, которое позволяет соединять снаряды, тем самым создавая ловушку для существ. В общем, каждый найдёт что-то для себя, приятной добавкой будет то, что каждое оружие имеет дополнительные эффекты.
Эффекты могут быть разными, к примеру, некоторые способны добавить к обычным выстрелам горизонтальную волну на манер резака из Dead Space. Есть эффекты вызывающие кровотечение у врагов или, к примеру, особенно полезен будет эффект при котором пули начинают рикошетить от ближайших стен.
Дополнительные эффекты открываются по мере интенсивности использования оружия и убийства врагов. Некоторые из стволов могут иметь сразу несколько эффектов.
Помимо прочего, игра поощряет чистые убийства без получения урона. Так, за каждого третьего убитого врага в серии игрок будет повышать уровень адреналина в крови Селены.
Всего уровней 5, каждый из них добавляет по одному специальному снаряду к выстрелу, который сам найдёт цель и улучшает случайный базовый параметр героини. Сброс адреналина происходит сразу же после получения урона.
Адреналин даёт неплохой прирост к боевой мощи героини, одновременно стимулируя двигаться и всячески избегать получение урона.
Пространство-время
Игроков поджидает более двух десятков самых кошмарных, с хорошей стороны, фантазий художников. Нечто похожее на местных существ можно было видеть в фильме «Грань Будущего», с которым у игры много чего общего. Однако, не обошлось и без совсем мерзких созданий, которые так и норовят отправить игрока к точке начала игры.
Представьте себе, идёте вы по пустыне, а вдалеке видите огромное парящее нечто с щупальцами 15-20 метров. Представили? Приготовьтесь, это только одно существо из множества. И оно ещё даже не начало атаковать Селену.
Существа в игре действительно радуют своим разнообразием. Все они по-разному атакуют и к каждому применим свой подход. Каких-то врагов лучше держать на расстоянии, особенно тех, которые подбегают к Селене и взрываются. Каких-то наоборот, лучше подпустить и атаковать в ближнем бою. А к некоторым типам врагов придётся бежать самому, пока они не начали атаковать.
Боссы в игре не такие частые гости, на шести биомах их всего 5, но битва с каждым запоминается. Каждый из них имеет особенный набор атак и три фазы. С каждой фазой босс будет подкидывать всё новые и новые сюрпризы.
К сожалению, боссы не требуют индивидуального подхода. В битвах от игроков требуется минимум, уворачиваться от атак и летящих снарядов, а также без остановки давить на гашетку оружия, время от времени используя альтернативный режим стрельбы и расходники.
Локаций в игре хватает, они разнообразные, поэтому героиня побывает и в забытых руинах, и в пустыне, и даже в заснеженной локации. Но самое интересное то, что комнаты в локациях процедурно генерируются после каждого возрождения Селены.
Не скажу что комнат много, нет, они хорошо запоминаются, однако подобное компенсируется механиками метроидвании. Дополнительные комнаты будут открываться по мере получения определённого снаряжения.
Поэтому даже после 10 смертей в очередной раз проходить первую локацию было не утомительно, особенно если взять в расчёт наличие телепортов для быстрого перемещения внутри биома.
При помощи их игрок сможет не тратить время на бэктрекинг, что ускоряет прохождение различных участков локации.
Это относится и к вратам в другие биомы, к примеру, в третью локацию можно попасть из первой при наличии необходимого снаряжения. Переместившись игрок сэкономит львиную долю времени и сил минуя второй биом. Примечательно, что после перемещения игроку повысят уровень до уровня врагов и даже оружие выдадут соответсвующее в ближайшем сундуке.
В связи с незнанием при перемещении в новую локацию, поневоле возникает чувство постоянного напряжения. Этого у игры не отнять, каждый новый биом с легкостью вызывает чувство лёгкой паники. Ведь не знаешь, что за враги тебя поджидаю, какой у них паттерн атак. Знаешь в этом случае только одно, что если умрёшь, добраться сюда будет весьма проблематично.
Исхода нет
Чего ещё у игры не отнять, так это отличную визуальную составляющую и атмосферу.
По известным причинам, мир игры не назовёшь живым. Однако, с точки зрения визуала, выполнена Returnal на высоком уровне. Здесь вам и погодные эффекты в различных биомах и количество всевозможных частиц на одном экране. Окружение, опять же, картинка способна заставить поверить в происходящее.
Атмосфера, я часто отмечаю в своих обзорах атмосферу, потому что за неё многое можно простить. Если игра способна поглотить тебя в свой мир и увлечь окружением настолько, что из игры попросту не хочется выходить, значит у разработчиков получилось создать нечто большее, чем просто очередной игру на вечер.
В Returnal атмосфера бьёт через край, с каждым запуском заставляя всё больше и больше проникнуться миром и ситуацией в которую попала героиня.
На неё работает не только отлично проработанная визуальная составляющая, окружение и особенности геймпада DualSense, которые здесь используются на полную катушку, но и эмбиент.
Эмбиент игры чем-то напоминает главную тему Stranger Things, его просто хочется слушать и пускай это длится вечно.
Я буду не первый, кто отметит отличную работу новых функций DualSense, и поверьте, я понимаю восторженные отзывы в его сторону. Капли дождя, закончившийся боезапас, перезарядка альтернативного вида огня. Всё это чувствуешь своими собственными руками.
3D звук же выводит позиционирование героини внутри игры и игрока на совершенно новый уровень. Играя в 3D Pulse, я отчетливо слышал не только с какой стороны в героиню были выпущены снаряды, но и откуда ко мне приближается враг, издавая весьма жуткие звуки.
К производительности вопросов нет, консоль с лёгкостью справляется с наплывом эффектов. Лично меня порадовали быстрые загрузки, перемещение героини между биомами происходит буквально за секунду.
Из недостатков можно отметить отсутствие сохранений между биомами. По этой причине, если вы начали забег, вы либо умираете и закрываете игру, либо отправляете консоль в режим ожидания.
Второй недостаток, а скорее мелочь, кроется в отсутствии некоторых настроек, если коротко, то в игре нет возможности выбрать английскую локализацию или снизить эффект тактильной отдачи.
В остальном же, Returnal по праву получает гордое звание «самого дорогого экшен-роуглайта» с точки зрения затрат на разработку.
Разработчики взяли все самое лучшее из роуглайт проектов, добавили механик из метроидвании, создали поистине пугающий мир и существ, а сверху докинули интригующий сюжет с нотками сюрреализма.
Комментарии