Обзор: Senua's Saga Hellblade II - Смута в голове 91

Обзор: Senua’s Saga Hellblade II – Смута в голове

Аудиовизуальный продукт, идентичный натуральной игре.
Аудиовизуальный продукт, идентичный натуральной игре.

Иногда ловлю себя на мысли, что всерьёз говорят про “эта игра – искусство” либо те, кто к играм и в особенности их созданию имеют очень опосредованное отношение, либо шарлатаны, которым возможность крикнуть “Вы не понимаете, это искусство” даёт шанс бросить пыль в глаза аудитории чтобы те отвлеклись от явных проблем с представляемым продуктом. И по моим наблюдениям, создатели настоящих игр, которые не грех назвать искусством, либо не позиционируют свои творения так и просто делают как прикажет сердце, либо не называют это играми.

А уж выяснять что является игрой а что нет можно до отвратительного и бессмысленного долго. Кому-то для этого требуется чтобы игрок мог полноценно взаимодействовать с выстроенной системой и влиять на ход повествования, которого может и не быть в привычном от книг или кино понимании. А кому-то будет достаточно того что если во время просмотра анимационного фильма нужно нажимать на кнопочки или даже, прости Господи, накажут откатом на пару минут назад за то что нажал не ту кнопочку.



Справедливости ради, Ninja Theory скорее всего пошли ещё в оригинальном Hellblade на сознательные упрощения ради визуала и постановки не от хорошей жизни. Посудите сами: игрожур отзывался об их играх очень смешанно, нахваливая сюжет, постановку и аудиовизуальное сопровождение, и в основном негативно высказываясь в отношении геймплея. Можно сказать, что единственным их достижением на поприще игр был DMC: Devil May Cry – вольный перезапуск серии, после которого создатель третьей и четвёртой частей Хидэаки Ицуно скорее всего пришёл в офис Capcom с ультиматумом: либо он делает нормальную игру серии, либо сеппуку. А на фоне этого всего как игрожур, так и игроки нахваливают эксклюзивы Sony, которые злые языки язвительно, хоть и не на пустом месте, окрестили “мыльным кинцом”. Возможно, Ninja Theory подумали что проще сделать так же раз с геймплеем у них не выходит. Так оно было или нет, но появилась Hellblade…



Опять этот естет завёл шарманку с ненужной экспозицией лишь бы набить символов и налить воды.
Цыц, балбес, всё правильно он делает, контекст всегда важен для восприятия, тем более сиквела.
А обзор то будет?
Будет, когда этот возомнивший себя не то лектором, не то философом графоман соизволит уже рассказать что-то по теме.
Если ты такой умный то давай сам придумай как начать этот обзор.
Легко. Senua’s Saga Hellblade II – не игра, а унылое кинцо. Потраченного времени откровенно жаль.
И что это сейчас было?
Всё что стоит знать об этом поделии.
А ничего что это больше похоже на вердикт?
Скорее бы это уже закончилось…
Какой продукт, такой и обзор, что брать пример с самой Hellblade II и тянуть время и трафик читателей впустую?
Во-первых, Hellblade II тратит время не впустую, она и так достаточно короткая. Во-вторых, это и так никто не прочитает.
И хорошо что не прочитает. Но лучше бы и знали, что на эту поделку так же тратить время не стоит.
Может дадим таки сказать что-то?..



В результате Hellblade: Senua’s Sacrifice неожиданно для всех “выстрелила” и даже завоевала награды на различных игровых сайтах и мероприятиях. Пусть и с рудиментарным геймплеем, тематика игры оказалась в новинку, а аудиовизуальная составляющая оказалась на действительно высоком уровне, особенно для тогда ещё инди-студии. Для многих предложенный опыт почувствовать себя в шкуре человека с психическими заболеваниями и построенная по лекалам кино атмосфера затмили явные проблемы с тем, что делает игры играми. И в итоге, уже под крылом у Microsoft, Ninja Theory получили карт-бланш на продолжение. С которым они выбрали путь “тех же щей да погуще влей”.

ОТКРОЙТЕ ФОРТОЧКУ И ЗАКРОЙТЕ КРАН, ДУХОТА КАК В ПАРИЛКЕ!!!
Не мешай ему, это действительно важно.
Что первая часть была ужасной игрой, что эта. Вот всё что нужно знать.
Но почему тогда она собрала в своё время столько наград?
Потому что люди смотрят кинцо, а не играют в игры.
И только поэтому?
Да.
И часть про опыт и атмосферу тебя не смутили?
Признаю, выглядит и звучит красиво. Но перечёркивается тем, что посмотреть прохождение на ютубе будет куда более приятно чем самому сидеть с геймпадом.
И как ты подчеркнёшь, например, фишку с “гнилью” исключительно при просмотре? Это как раз взаимодействие с игроком через его провалы.
Было ещё в Demon’s Souls…
Я спросил не где было, а как сделать чтобы оно работало без взаимодействия с игроком.
Сделать нормальный геймплей.
Demon’s Souls отсутствие нормального геймплея не помешало стать культовой игрой…
Что?
Что?



Как бы это не было предсказуемо, Hellblade II – это буквально тот же самый Hellblade, только с косметическими изменениями. И первое что хочется сказать – выглядит и звучит потрясающе. Даже несмотря на то, что игра в основном показывает горы да камни с минимальными вкраплениями растительности, от картинки ощущение как от Death Stranding – хочется переехать в Исландию и просто там жить до скончания своего века. Есть что-то умиротворяющие и меланхоличное в этих пустынных северных пейзажах. Пусть даже и слишком часто прерывающихся на глитчевые психозы Сенуа, когда весь мир то раскалывается на тысячи стеклянных осколков, то покрывается непроглядным туманом, что выглядит уже как откровенный китч.

Отдельный абзац хочется уделить звуку. Пусть музыкальное сопровождение как обычно состоит из преимущественно drone ambient, сделано оно мастерски. Игра не просто так просит играть в наушниках, это действительно лучше, чем с обычным стерео. А если у вас есть нормальная 5.1, а то и 7.1 система с качественными мониторами, то вы обязаны это попробовать. Мой чересчур чуткий слух ловил каждый шорох за спиной и мне приходилось периодически вставать проверять что это из колонок сзади, а не что-то скребётся в стенах. Стоит ли говорить, что это потрясающе работает на погружение.



СКУУУУУУУУУУУУКА, кому вообще нужна графика и звук в играх.
Да тебе и сюжета было бы достаточно в readme.txt, это не показатель.
Да, достаточно, ибо так завещал ещё Кармак.
Потом он отказался от своих слов.
Но согласись, картинка и звук выше всяких похвал.
С этим – соглашусь. Но всё равно я считаю что это в играх далеко не самое важное.
Но ведь это то, что продаёт игру. То, что первым бросается в глаза. Как ты покажешь геймплей, не дав попробовать лично?
Предоставив демо-версию, очевидно.
А если геймплей развивается по ходу игры, то как показать это в демо?
Ты просто придумываешь себе оправдания для гонки графики, агент Nvidia и AMD.

Вообще, именно в части звука Hellblade II можно считать в чём-то даже прорывом. Я не сторонник всех этих бинауральных эффектов и считаю что всё это на грани со лженаукой, но вот то, что пульсирующий ритм во время экшен сцен вовлекал меня в происходящее сильнее, чем я этого ожидал, отрицать не могу…



ДА! ДАВАЙ! СКАЖИ ЭТО!!!

… потому что у Hellblade II геймплея не больше чем у приснопамятной Смуты.

О Господи, он и правда это сказал.

Даже не упрощая, а говоря буквально как есть, Hellblade II – это затянувшийся на ненужную экспозицию и лишние диалоги аттракцион.

-Прямо как твой “обзор”, хехе.



Мне очень трудно вообще писать что-то про саму Hellblade II, потому что в ней буквально ничего нет. Это линейное сюжетное приключение на 5-6 часов, состоящее из прямой кишки с редкими аппендиксами в виде секретиков. Да и то эти секретные зоны – одно название. Раскрытие лора этого мира имело бы смысл, будь сам мир интересным. Если бы за сюжетом было бы интересно следить. Но большую часть времени не происходит ровным счётом ничего.

Структура предложенной игры может описываться ёмким термином “ghost train ride”. Не знаю как это называется по-русски, суть в том, что это аттракцион про дом с привидениями, где посетителей провозят по всем точкам интереса, изредка пугая вылетающими аналоговыми скримерами. И Hellblade II очень строго придерживается этой формулы: катсцена – ходьба – катсцена – ходьба – головоломка – ходьба – катсцена – ходьба побыстрее – экшен – катсцена – вернуться к пункту 1.



А Я ГОВОРИЛ! Я ГОВОРИЛ ЧТО МОЖНО БЫЛО НЕ ИДТИ ПО ТОМУ ЖЕ ПУТИ. НЕ РАЗЫГРЫВАТЬ ЭТОТ ФАРС С ВНУТРЕННИМИ ЯКОБЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ДРУГ ДРУГУ ГОЛОСАМИ, А СРАЗУ СКАЗАТЬ ЧТО ЭТО НЕ ИГРА!!!
Ну и что ты предлагаешь взамен?
Дать больше контроля над персонажем. Дать игроку самому стать проблемой для себя самого. Дать почувствовать последствия своих действий.
Как ты представляешь себе геймплей за безумного героя?
Postal.
Ты сейчас серьёзно?
Spec Ops: The Line…
А вот это уже было неспортивно, там выбора лишь немногим больше. А также хочу напомнить, что с геймплеем там проблем не меньше.

Каким-то разнообразием могли бы стать головоломки, но они вызывают только раздражение. Найти паттерн и составить маршрут после вдумчивого просмотра на висящий в воздухе шарик – нормально один раз. Но не когда помимо этого нет больше ничего. Боёвка? Субъективно, она стала ещё более рудиментарной чем в первой части. Весь предложенный арсенал действий из маневрирования, уклонения, рывка, парирования и двух ударов – это просто кнопки для незримого QTE. Да, проиграть можно. Но все бои исключительно дуэльные, а игра буквально даёт кнопку, которая делает “Nah, I’d win” и даёт закончить текущую драку серией атак. Ни о какой глубине, кроме глубины резкости в фоторежиме, разговора и быть не может.




Ну, что я и говорил в самом начале.
Ровно то что он и говорил в самом начале. Это игра не про геймплей, а про сюжет и опыт игрока.

И всё будет восприниматься не так плохо, если игрок проникнется сюжетом, историей Сенуа, её проблемами. Проблема в том, что мне, стараниями сюжета, оказалось на него плевать. И в итоге игра развалилась сама собой, не справившись с приостановкой неверия. Что в первую часть я не поверил, ровно так же я не поверил и во вторую. Слишком она с одной стороны выпячивает проблемы Сенуа слишком в лоб, а с другой стороны не даёт других поводов зацепиться хоть за что-то. В итоге мне местная история запомнилась исключительно как “команда шизо-друзей идёт сначала в одну сторону, а потом в другую сторону, находя попутно новых шизо-друзей и побеждая шизо-врагов”.



Это всё субъективное восприятие.
Именно поэтому я и настаиваю на том, что геймплей в играх должен быть на первом месте.
Восприятие геймплея тоже может быть субъективным. Да и вспомни про примеры “настолько плохо, что даже хорошо”.
То, о чём ты говоришь, работает где угодно, кроме игр.
Хороший сюжет может вытянуть плохой геймплей.
Только если он понравится. А если он не понравится, то станет дополнительным грузом на шее утопленника.



Как итог, Hellblade II ставит всё на субъективное восприятие и с треском проваливается, если как в Disco Ellisium или Baldur’s Gate 3 просто не попадает нужное число на кубиках и ожидания игрока оказываются обманутыми. Даже с накрученными модификаторами графики, звука и сюжета. Может ли игра принести удовольствие? Наверное. Но мне этого не понять.